Фрагмент для ознакомления
2
Конфликты представляются вечным спутником человеческой жизни. В латинском языке слово conflictus буквально означает столкновение. Слово «конфликт» в словаре Ожегова толкуется как «серьезное разногласие, столкновение, спор».
Переговоры представляют собой древнее универсальное средство общения между людьми. Они способствуют нахождению согласия там, где интересы не совпадают, взгляды или мнения расходятся. В плане исторического развития, формирование переговоров шло по трем основным направлениям: торговому, дипломатическому и разрешению различных спорных проблем [2].
Переговоры выступают совместным обсуждением конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника тех или иных спорных вопросов с задачей достижения согласия. Они являются некоторым продолжением конфликта и в этот же момент времени служат средством для его преодоления. В том случае, если переговоры понимать преимущественно в виде метода урегулирования конфликта, то они приобретают форму открытых, честных дебатов, которые рассчитаны на взаимные уступки. Переговоры представляют достаточно широкий аспект общения, который охватывает различные сферы деятельности индивида. В качестве метода решения конфликтов переговоры выступают набором тактических приемов, которые направлены на поиск для конфликтующих сторон взаимоприемлемых решений. Применение переговоров, с участием посредника или прямых, для разрешения конфликтов имеет настолько же давнюю историю, что и сами конфликты. При этом объектом обширного научного исследования они явились только во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стало уделяться особое внимание. Первым исследователем данного направления принято считать французского дипломата XVIII в. Франсуа де Кальер – автора первой книги, которая была посвящена переговорам («О способе ведения переговоров с монархами») [4].
В ситуации того или иного конфликта его участники всегда оказываются перед выбором:
1. или ориентироваться на односторонние действия (и в таком случае каждая из сторон выстраивает свое поведение вне зависимости друг от друга).
2. или ориентироваться преимущественно на совместные действия с оппонентом (выражение намерения разрешить конфликт посредством прямых переговоров или в случае содействия третьей стороны).
Переговоры представляются такой моделью организации взаимодействия в разногласиях и конфликтах, которая предполагает «непосредственное» согласование различных интересов конфликтующих сторон посредством открытого обсуждения участниками имеющихся разногласий. Переговоры также выступают в большей степени универсальной моделью разрешения любого конфликта.
Главные принципы, регламентирующие переговорный процесс, были сформулированы таким образом [2]:
стороны должны проявлять волю к достижению совместного соглашения. Переговоры не способны успешно состояться без полного осознания участниками их необходимости. В том случае если одна из сторон не понимает, для чего ей необходимы переговоры, или не хочет их проводить, это характеризует, что переговоры могут быть практически обречены на провал, так как переговоры в качестве формы разрешения сложившихся конфликтов нацелены на согласование различных интересов;
каждая из сторон должна обладать собственным интересом в переговорах. Интерес в переговорах предполагает, как реальную потребность, так и некоторый круг предложений и позиций в разрешении конфликтной ситуации. Интерес для переговоров представляется центральным моментом. Именно обсуждение должно сосредотачиваться вокруг круга интересов. Интерес (а точнее его неудовлетворенность или удовлетворенность) выступают мерой эффективности происходящих переговоров;
стороны должны обладать подготовкой и навыками ведения переговоров. Переговоры представляются процессом, в котором существуют собственные закономерности. Именно поэтому без знания данных закономерностей стороны просто не смогут проводить переговоры. В случае недостатка такого рода знаний переговоры могут быть организованы специальным человеком – посредником, восполняющим данный дефицит знаний участников;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баннова М.А. Управление конфликтами в организации / М.А. Баннова // Мировая наука. — 2019. — № 3 (24). — С. 99-101.
2. Васкевич Д.В. Управление конфликтами на предприятии / Д.В. Васкевич / Academy. — 2019. — № 7 (46). — С. 114-116.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. – 575 с.
4. Дональдсон, М.К. Умение вести переговоры / М.К. Дональдсон. – М.: «Вильяме», 2014. – 224 с.
5. Евдокименко, А.С. Подходы к исследованию переговорного процесса / А.С. Евдокименко // Вопросы психологии. – 2017. - № 3. – С. 158 – 168.
6. Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта / В. Латынов // Иностранная психология. – 2013. – Т. 1. - № 2. - С. 87 - 92.
7. Мамонтов, С. Тактика ведения переговоров / С. Мамонтов. – СПб.: Питер, 2012. – 159 с.
8. Разгонова Е.Ю. Управление конфликтами / Е.Ю. Разгонова // Молодежь и наука. — 2018. — № 7. — 225с.
9. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2013. – 288с.
10. Чумиков, А.Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация: Учебное пособие / А.Н. Чумиков. - М.: Унив. гуманит. лицей, 2017. - 264 с.