Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение ................................................................................................. 2 Основная часть ........................................................................................ 3 Заключение ........................................................................................... 10 Список литературы ............................................................................... 1
Фрагмент для ознакомления
2
9. Нейропсихологический подход: Особое место в диагностике детей с особенностями развития занимает нейропсихологический подход. Использование нейропсихологических методик помогает выявлению как локальных трудностей, так и системных нарушений психического развития, которые могут быть связаны с общемозговым эффектом локальных поражений или являются результатом нарушений нейродинамики при разного рода заболеваниях и врожденных синдромах. Нейропсихологическая оценка направлена на изучение связи между нейрологическими особенностями и психическими функциями пациента с РАС. Она включает использование различных тестов и заданий для изучения когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования мозга у пациентов с РАС.
Комбинация всех этих методов диагностики РАС позволяет получить более полное и всестороннее представление о пациенте. Каждый метод вносит свой уникальный вклад, обеспечивая разностороннюю оценку коммуникации, социального взаимодействия, поведения и когнитивных особенностей пациента с расстройствами аутистического спектра. Комбинирование методов также помогает снизить возможность субъективного восприятия и обеспечить более надежные результаты диагностики.
Важно отметить, что каждый из этих методов имеет свои преимущества и ограничения, и психолог или клиницист должен выбрать подход, наиболее подходящий для конкретного случая. Часто применяется комбинированный подход, включающий использование нескольких методов, чтобы получить наиболее полное понимание расстройств аутистического спектра и разработать индивидуальные планы лечения и поддержки для пациента.
Также рассмотрим еще несколько походов психологических методов диагностики расстройств аутистического спектра:
1. Невербальные инструменты: Для диагностики РАС часто используются невербальные инструменты, которые позволяют оценить невербальные навыки и особенности коммуникации у пациентов. Примером такого инструмента является "Шкала невербального интеллекта" (NVIQ), разработанная Доналдом Миносом. Она включает в себя задания, которые оценивают способность пациента к восприятию и использованию невербальных выражений и сигналов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов (Высшее образование) [Электронный ресурс] / О. С. Никольская [и др.]; ответственный редактор О. С. Никольская // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – М.: Юрайт, 2022. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/509289. – 295 с. (дата обращения 04.05.2023)
2. Башина, В. М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. – М.: Медицина. – 1999. – 240 с.
3. Богдашина, О. Б. Лекция «Аутизм» или «аутизмы»? Современные представления о диагностике и помощи при расстройствах аутистического спектра» [Электронный ресурс] / О. Б. Богдашина // I Международная конференция «Образование детей с особыми потребностями в современном мире: ценности, смыслы, технологии», 15-17 декабря 2021 г. Институт Коррекционной Педагогики РАО, 2021. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zneXaO–odQ8 (дата обращения 04.05.2023)
4. Венгер, А. Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития / А. Л. Венгер // Культурно– историческая психология. – 2014. – Том 10. – № 1. – С. 20–25.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
6. Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер; [пер с англ. А. А. Ильина-Томича]. – 4–е изд. – М.: Теревинф, 2016. – 512 с.
7. Калмыкова, Н. Ю. Клинические и психологические аспекты раннего детского аутизма (РДА). Осмысление стратегии психотерапевтической работы с детьми с аутизмом с точки зрения гештальт–терапии / Н. Ю. Калмыкова // Грани Гештальт-терапии. Сборник статей сотрудников Московского Института Гештальт–терапии и консультирования; ред.-сост. О. В. Немиринский. – М.: ИОИ, 2018. – С.193–211.
8. Калмыкова, Н. Ю. Аутизм и расстройства аутистического спектра: направления диагностики (Сообщение 1) / Н. Ю. Калмыкова // Дефектология. – 2019. – №1. – C. 35–43.
9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А. Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –384 с.
10. Майес, С.Д. CASD. Опросник расстройств аутистического спектра / Сьюзан Диккерсон Майес; [пер. с англ. Е. Литвиненко]. – [Россия]: [б. и.], cop. 2015. – 47 с.