Фрагмент для ознакомления
2
К представителям «тихой» лирики относится творчество поэта Николая Михайловича Рубцова – загадочного лирического поэта, который предсказал свою смерть в стихотворении («Я умру в крещенские морозы, Я умру, когда трещат березы») и рано ушел из жизни в возрасте 35 лет. Во время Великой Отечественной Войны он потерял своих родных и в дальнейшем воспитывался в детском доме. Творчеством начал заниматься в раннем возрасте. Так, первое стихотворение Н.Рубцов написал в 10 лет. С начала 60-х годов поэт начал публиковать свои стихотворения. Основной темой его поэзии выступали деревня, русская природа и история.
Для анализа было выбрано стихотворение Николая Рубцова «Русский огонек», написанное им в 1964 г.
Сюжет стихотворения повествует нам о том, как путник, заставший непогоду, видит вдали огонек и затем попадает в избу, где его встречает хозяйка дома. Это обычная русская деревенская не молодая женщина, для которой, как и для многих людей, прошедших войну, стоит злободневный вопрос: не будет ли войны? И здесь можно отметить черты времени: прошло определенное количество лет после войны, но ничего не забыто теми, кто остался жить. Еще свежи в памяти живых тяжелые военные годы, лишения и смерть, сопровождающие их.
Хозяйка дает путнику кров и взамен ничего не берет, когда слышит звон монет, говорит: «Господь с тобой! Мы денег не берем!» Автор в образе седовласой женщины, «скромного русского огонька» демонстрирует читателю свет надежды на то, что есть на Руси всегда были и есть такие люди-огоньки, которые бескорыстно придут на помощь в трудную минуту.
Художественные средства выразительности используются автором уже с первых строк, когда перед читателем возникает живая, детализированная картина. Лирический герой устал в пути (об этом говорит эпитет «томительный» (мороз), вся природа как бы оцепенела, кажется, что она и вовсе умерла – ведь ели – «маленькие», небо – «темное», звезд нет, а поле – «бескрайнее» и «мертвое». Чтобы передать свое одиночество на фоне
безжизненной природы, лирический герой лишь о себе одном говорит как о живом: «Я был один живой». Путник вспоминает прошлое, недаром употреблены глаголы «было», «был», а мы, благодаря точному описанию окружающего мира и состояния души странника, становимся свидетелями и слушателями его рассказа.
Читатель чувствует эмоциональное состояние героя и понимает, что тот ищет приюта, места, где можно отдохнуть и согреться, спастись от тягот пути и одиночества.
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой...
Необычные эпитеты употребляет автор для определения света – «тихий» и «сторожевой». Это значит – ровный, мягкий, безопасный, способный защитить. В общем, такой, в каком нуждается заблудившийся. Однако нет твердой уверенности в спасении, ведь свет «пригрезившийся», он «мелькнул». Далее следует фигура умолчания, и становится ясно, что герой пошел на этот свет, поверил в него.
Показать больше