Фрагмент для ознакомления
2
Заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции.
Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, Л.3. Арутюнян, Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).
Несмотря на более чем столетний опыт исследований природы и лечения заикания, причины и основные механизмы его до сих пор недостаточно изучены.
С самого начала специалисты в области патологии речи выделяли совершенно разные взгляды на причину заикания. Прежде, чем рассмотреть основные из них, обратимся к терминологическому анализу понятия заикания.
В учебном пособии Л.Н. Карповой встречаем следующее определение: «Заикание определяется как сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в расстройстве ритма и плавности речи в ситуациях значимого общения» [3, с. 45].
Более распространена дефиниция, характеризующая заикание как специфическую форму нарушения речи, связанная с пролонгацией (удлинением) или частым повторением слогов, звуков или слов [1, с. 65].
В разное время считалось, что заикание может быть вызвано глубоко укоренившимися неврозами, возникающими в младенчестве, либо от другого структурного изъяна.
Фактором возникновения заикания может послужить функциональная ассиметрия мозга. Исследования В.А. Куршева, М.Е. Хватцева и др. доказали, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость [6, с. 54], [11, c. 104].
E.H. Садовникова среди факторов, приводящих к заиканию, называет несоответствующие возрасту требования и информативные перегрузки, билингвизм и раннее обучение детей иностранным языкам, нарушения коммуникации в семье Большое значение имеют особенности протекания раннего речевого развития. На этот фактор указывают исследования Л.И. Беляковой, М. Зееман, В.И. Селиверстова и др. [9, c. 4].
Заикание может возникнуть и у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте, в период перехода к фразовой речи [6, c. 69].
Каждый из перечисленных выше факторов, независимо от того, является он ведущим в возникновении заикания или нет, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка. При появлении заикания отсутствует конкретная одиночная причина. Для этого чаще всего необходимо сочетание ряда факторов, среди которых выделяют предрасполагающие и производящие.
Согласно данным Н.А. Рычковой, в России первый научный подход к проблеме заикания был зафиксирован в 1838 году, когда врач Хр. Лагузен комплексно, с позиций медицины и психологии, разработал систему ухода за остро заикающимся ребенком [9, с. 7].
К концу ХIХ столетия (1889 г.) русский профессор-психиатр И.А. Сикорский опубликовал исследовательский труд «О заикании», где он систематизировал опыт работы с заикающимися детьми, обозначил заикание как нервно-психическое заболевание, обосновал ряд теоретических положений и лечебные подходы. В этот же период появляется термин «логопедия» [5, с. 240].
На рубеже XX века, с развитием таких наук, как психология и психиатрия, приходит понимание, что заикание – нарушение не столько моторное, сколько умственно-аффекторное. Соответственно, для его коррекции необходимы специальные психотерапевтические приемы в сочетании с речевой работой.
Зарубежные исследователи фиксируют как наиболее раннюю биологическую теорию заикания, распространенную в 1920-х – 1930-х годах. Публиковалось много статей, посвященных физиологическим аспектам заикания, включая условные рефлексы, сопряженные с частотой сердечных сокращений. Условно причины заикания можно сгруппировать в четыре раздела: сенсорный, центральный процессинг, моторный и генетический. Так, в структуре сенсорного раздела рассматривалась роль слуха. Было доказано, что заикание, как правило, уменьшается в шумной обстановке, и оно может быть уменьшено или даже устраняется задержкой слуховой обратной связи или «белым шумом» в одно или оба уха.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”. – М. : В. Секачев, 1998. – 304 с.
2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учеб. пособие. – 2-е изд. – Москва : МПСИ : Флинта, 2003. – 199 с.
4. Крахалев В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – №1. – С. 245-250.
5. Кочергина В.С. Классификация заикания у детей на основе патогенетического принципа // IV Симпозиум детских психиатров социалистических стран : Тез. Докл. – М., 1976. – С. 239-242.
6. Куршев В.А. Заикание. – М.: Медицина, 1973. – 191 с.
7. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании // Рос. АН, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова, Науч. совет РАН по физиол. наукам. - СПб. : Наука : С.-Петербург. изд. фирма, 1994. – 188 с.
8. Моторина Т.Г. Особенности проявления заикания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Глобус. – 2019. – №12 (45). – С. 32-34.
9. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М. : ГНОМиД, 2000. – 32 c.
10. Фесенко, Ю.А., Лохов М.И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. – 2015. – № 3. – С. 93-107.
11. Хватцев М.Е. Логопедия. – М. : ACT, 2012.