Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на изучение когнитивных нарушений, некоторые особенности психологии мышления все еще плохо изучены. По мнению Хомского Э. Д. решить эту проблему возможно только при анализе нарушений мышления у пациентов с локальными поражениями головного мозга.
А. Р. Лурия говорит, что изучение мозговой организации мышления не имеет такой древней истории, как изучение психических расстройств.
Существенные изменения в изучении мыслительных процессов могут быть связаны с переходом к анализу основных средств мышления и основных динамических структур, которые выявляются при рассмотрении активного мышления, в частности процессов трансформации мышления в речь.
Л. С. Выготский рассматривает мысль, ощущения и речь как средство познания и отражения реальности. Он писал, что основой мыслительного акта являются процессы анализа и синтеза, которые зависят от семантической структуры слова и его значения и формируются в детстве.
В дальнейшем в отечественной психологии исследования структуры мышления и его патологии, полученные в результате поражений головного мозга, проводились в рамках концепции структуры активной психической деятельности, которая определяла продолжил идеи Л. С. Выгостского.
В концепции деятельности Леонтьева А. Н. мышление стало рассматриваться как особый вид познавательной деятельности, который он понимал как процесс осознанного отражения действительности и ее объективных свойств, связей, отношений, в которые включены объекты, недоступные непосредственному чувственному восприятию.
Все эти исследования привели к созданию достаточно четких представлений о мышлении как о специфической психической деятельности, имеющей свою собственную структуру.
Что позволило определить направление нейропсихологии в поисках системы мозговых механизмов, обеспечивающих конститутивные связи и стадию мышления, вместо поиска его мозгового субстрата.
Мышление возникает только в тех случаях, когда у субъекта есть мотив, делающий задачу актуальной, а ее решение необходимым, но только в тех ситуациях, из которых у субъекта есть готовое решение.
Во-вторых, психическая деятельность проходит ряд этапов: - ориентация в условиях проблемы, анализ входящих в нее компонентов и выбор наиболее важных частей и их взаимосвязь друг с другом; - выработка общей стратегии, выбор одного из альтернативных путей и построение схемы решения проблем; - тактика мышления.
Выбор подходящих средств и адекватных операций для реализации общей схемы решения; - контроль промежуточных и конечных результатов; - Сравнение полученных результатов с условиями задачи.
Также следует отметить понятие речевого мышления, Л. С. Выготский описал его как переход от мышления к речи, который проходит несколько этапов: паттерн, порождающий мышление; конструирование мышления; конструирование в смыслах слов.
Мышление - это интегративная функция человека, которая требует для своей работы активации практически всех участков мозга, находящихся под контролем центрального механизма психической деятельности — лобных долей.
При этом каждый из типов мышления имеет свою локализацию, в его реализации, кроме лобных долей, задействована другая часть мозга.
В отечественной нейропсихологии при анализе мозговых механизмов нарушения мышления сложился определенный взгляд на эту проблематику. А. Р. Лурия в своей классификации расстройств мышления описал нейропсихологические синдромы поражения различных отделов головного мозга, опираясь на факторный анализ интеллектуальных дефектов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Амосов, Н.M. Моделирование мышления и психики: моногр. / Амосов Н.M.. - М.: Наукова думка, 2019. - 303 c.
2. Барановский, А.Ю. Болезни нарушенного питания. Лечение и профилактика. Рекомендации профессора-гастроэнтеролога / А.Ю. Барановский. - М.: СПб: Наука и Техника, 2021. - 304 c.
3. Бондарев, Г.А. "Философия свободы" Рудольфа Штайнера как основание логики созерцающего мышления. Религия мыслящей воли. Органон современной культурной эпохи / Г.А. Бондарев. - М.: Добрая книга. Титурель, 2020. - 912 c.
4. Боно Латеральное мышление. учебник творческого мышления / Боно, Эдвард. - М.: Мн: Попурри, 2019. - 384 c.
5. Веденов, А.А. Моделирование элементов мышления / А.А. Веденов. - М.: Наука, 2018. - 160 c.