Фрагмент для ознакомления
2
1. В современной романистике является аксиомой, что римское право –это система исков, т.е. право выводится из иска. Можно ли на основе этой аксиомы утверждать, что в Риме процессуальное право имело приоритет над материальным? В чем конкретно проявлялось то, что право выводится из иска? Как процессуальные формы использовались для решения матери-ально-правовых проблем? Кому принадлежала решающая роль в уста-новлении процессуальных норм права? Какова основная тенденция в эво-люции римского права?
Ответ: Нет, т.к. РП не выделяло в качестве самостоятельных катего-рий материальное и процессуальное право. Данные совокупности право-вых норм были тесно переплетены друг с другом, и невозможно было представить наличие нормы в материальном праве, которая не имела бы способа процессуальной защиты.
Решающая роль в установлении процессуальных норм права дава-лась преторам. Основной тенденцией эволюции РП являются 3 периода: Древний (8 в до н.э –середина 3 в до н.э); Классический (серед. 3в до н.э-конец 3 в н.э); Постклассический (4-6 в н.э)
2. Преторское право существовало параллельно с цивильным, исправляло и дополняло его, содействовало приспособлению цивильных институтов к практической жизни. Назовите основные средства, при помощи которых претор восполнял пробелы в цивильном праве.
Ответ: Интердикты (interdicta) - (запретительные; восстановительные; предъявительные). Интердикты об удержании владения. Преторские стипуляции (stipulatio). Введение во владение (missio in possessionem). Реституция (restitutio in integrum).
3. В 402 г. н.э. римский гражданин составил завещание в присутствии семи свидетелей. После его смерти завещание было оспорено по причине того, что один из свидетелей был признан еретиком и лишен пра-ва быть свидетелем при составлении завещания. Будет ли завещание при-знано недействительным? Когда все подданные Римской империи приняли христианство? Каково влияние христианской церкви на римское частное право?
Ответ: Завещание в данном случае может быть признано недействи-тельным, так как наличие действительных свидетелей при составлении за-вещания является одним из важных требований для его законности. Если один из свидетелей был признан еретиком, то это может означать, что его свидетельство не может быть принято в суде. В таком случае, завещание может быть оспорено и признано недействительным.
Вопрос о том, когда все подданные Римской империи приняли хри-стианство, является сложным и неоднозначным. Христианство было офи-циально признано религией Римской империи только в 313 году н.э. после издания Императорского указа Милана, но до этого многие люди в Рим-ской империи уже были христианами. Также, христианство не было при-нято всеми жителями Римской империи, и до сих пор в мире есть люди, ко-торые не исповедуют эту религию.
Влияние христианской церкви на римское частное право было значи-тельным. Христианская мораль и учение оказали влияние на формирова-ние правовых принципов и норм в Римской империи. Например, понятие справедливости и равенства перед законом было заложено в основу римского права под влиянием христианской этики. Также, христианская церковь внесла свой вклад в развитие права наследования и защиты семейных ценностей.
4. В 534 г. н.э. были изданы Дигесты Юстиниана, куда вошли выдержки из сочинений 39 римских юристов (Папиниана, Ульпиана, Павла, Юлиана, Помпония, Модестина и др.). Выдержки из произведений какого юриста использованы в наибольшей степени? Как называются выдержки из сочинений по цивильному праву? По преторскому праву? Выдержки из сочинений Папиниана? Что представляет собой Appendix?
Ответ: Наибольшее количество выдержек в Дигестах Юстиниана принадлежит римскому юристу Папиниану. Его труды были широко из-вестны и пользовались авторитетом среди юристов Римской империи.
Выдержки из сочинений по цивильному праву в Дигестах называют-ся "Pandectae", а выдержки из сочинений по преторскому праву - "Institutiones". Выдержки из сочинений Папиниана в Дигестах называются "Sententiae".
Appendix (лат. "приложение") - это дополнительный раздел Дигестов, содержащий юридические мнения других римских юристов, не включенные в основную часть. Этот раздел был добавлен позже и составляет около 10% всего объема Дигестов.
5. Римское право – это современная, действующая правовая система, основа всей современной цивилистики. Какие действующие правовые акты представляют собой наиболее яркий пример рецепции римского права? Назовите виды и типы рецепции, ее правовые основания. Какой тип рецеп-ции является самым парадоксальным и одновременно самым «чистым»?
Ответ: Римское право не является действующей правовой системой в современном понимании, но оно оказало значительное влияние на разви-тие многих правовых систем в мире, включая правовые системы стран Ев-ропы, Латинской Америки и Японии. Наиболее яркий пример рецепции римского права можно найти в правовых системах Германии, Франции, Италии, Испании и других странах, где римское право стало основой ци-вилистической традиции.
Рецепция римского права - это процесс принятия и адаптации норм римского права в современных правовых системах. В зависимости от ха-рактера и объема принятых норм римского права, выделяют различные виды рецепции, такие как:
- Общая рецепция, когда нормы римского права принимаются в ка-честве источника права в целом;
- Частичная рецепция, когда принимаются только отдельные нормы римского права;
- Модифицированная рецепция, когда нормы римского права при-нимаются с изменениями и дополнениями.
Правовые основания рецепции римского права могут быть различ-ными, например, историческими, культурными, национальными или прак-тическими. Важно отметить, что рецепция римского права может происхо-дить как формально, через законодательные акты, так и неформально, че-рез прецеденты и судебную практику.
Самым парадоксальным и одновременно самым "чистым" типом ре-цепции римского права является рецепция через обычай. Римское право было основано на обычае, и его нормы развивались и уточнялись в течение многих веков на основе судебной практики. Поэтому рецепция римского права через обычай является самой естественной и близкой к истокам римского права.
6. В п. «с» ст. 38 Статута Международного Суда ООН говорится, что Международный Суд принимает решения на основе «общих принципов права, свойственных всем цивилизованным нациям» и что такие принципы являются источником международного права. Кроме того, в Статуте указано, что «по желанию сторон Суд может решать спор не на основе права, а на основе принципов справедливости и доброй совести». Что именно понимается под «общими принципами права, свойственными всем цивилизованным нациям»? Приведите примеры таких принципов. В чем отличие общих принципов права от общепризнанных принципов между-народного права? Что представляют собой понятия «справедливость» и «добрая совесть»? Каково их происхождение? Какая из существовавших в Риме правовых систем стала основой современного международного права?
Ответ: Под "общими принципами права, свойственными всем цивилизованным нациям" в пункте "с" статьи 38 Статута Международного Суда ООН понимаются правила и принципы, которые широко принимаются в правовых системах разных стран и отражают общепринятые моральные, этические и юридические нормы. Такие принципы не являются частью ка-кой-то конкретной правовой системы, но они существуют во всех право-вых системах и являются базой для формирования права.
Примерами общих принципов права могут служить принципы пра-вовой государственности, равенства перед законом, свободы личности, не-допустимости насилия, защиты частной собственности и другие.
Отличие общих принципов права от общепризнанных принципов международного права заключается в том, что первые отражают общие принципы права, принятые в разных странах, в то время как вторые отра-жают принципы и нормы, которые широко принимаются в международ-ном сообществе и применяются в отношениях между государствами.
Понятие "справедливости" относится к принципам, которые обу-словлены моральными и этическими нормами и отражают общепринятые стандарты поведения. "Добрая совесть" означает соответствие действий человека его внутреннему чувству справедливости и морали. Оба эти по-нятия имеют исторические корни и развивались в разных правовых систе-мах.
Современное международное право базируется на римском праве. Римское право было разработано в Древнем Риме и стало основой право-вой системы Римской империи. В средние века и новое время римское право было перенято в правовые системы многих европейских стран и стало базой цивилистической традиции, которая затем сформировала современное международное право.
7. Ф. Энгельс называл римское право самой совершенной системой права, основанного на частной собственности. Кроме того, существует из-вестное всем высказывание, что Рим трижды покорил мир – и в третий раз именно посредством рецепции римского права. Чем вызвана такая высокая оценка римского права? Почему правовая система, действовавшая две ты-сячи лет назад, с успехом применяется в регулировании современных пра-воотношений? Почему римское публичное право перестало существовать вместе с римским государством, а римское частное право актуально и в настоящее время?
Ответ: Фридрих Энгельс считал, что римское право было самой со-вершенной системой права, основанной на частной собственности, потому что оно было разработано в период расцвета Римской империи, когда частная собственность стала основой экономической и социальной жизни общества. Римское право было основано на принципах частной собствен-ности, свободы договора, равенства перед законом и защиты прав соб-ственности. Эти принципы стали базой для формирования современных правовых систем.
Высокая оценка римского права вызвана его универсальностью и гибкостью. Римское право было создано для регулирования сложных пра-вовых отношений, которые возникали в древнеримском обществе, и оно охватывало все сферы жизни. Более того, римское право было основано на принципах разумности и справедливости, которые могли быть применены к любым правовым отношениям.
Римское право до сих пор актуально в регулировании современных правоотношений, потому что его принципы и нормы вошли в состав циви-листической традиции, которая затем стала основой современного между-народного права. Более того, римское право было перенято в правовые системы многих европейских стран, и его принципы и нормы до сих пор используются в правовых системах этих стран.
Римское публичное право перестало существовать вместе с Римской империей, потому что оно было связано с организацией и функционирова-нием государственной власти. Римское частное право, в свою очередь, бы-ло связано с правовыми отношениями между частными лицами и было более гибким и универсальным. Более того, римское частное право было перенято в правовые системы многих европейских стран и стало базой для формирования современных правовых систем.
1. В 460 г. до н.э. в Рим с товаром прибыл финикийский купец. Римский гражданин (хозяин гостиницы, где остановился финикиец), отнял у купца все его имущество, а самого его сделал своим рабом. Правомерны ли действия римлянина? Кем в Древнем Риме считались иностранцы? Ка-кой правовой институт был выработан для защиты их личных и имуще-ственных прав? Когда появился этот институт? Как архаическое право ре-гулировало правовой статус иностранцев?
Ответ: Действия римлянина являются незаконными с точки зрения римского права. Иностранные граждане в Древнем Риме имели права и свободы, которые были защищены законом. В частности, финикиец, как иностранный гражданин, имел право на защиту своего имущества и сво-боду передвижения.
В Древнем Риме иностранцы считались "перегонными скотами" и не имели полных прав, которые были доступны римским гражданам. Однако, с течением времени, римская правовая система развивалась и выработала институт "ius gentium" (право народов), который защищал личные и иму-щественные права иностранцев.
Институт "ius gentium" появился во II веке до н.э. и был создан для регулирования правовых отношений между римскими гражданами и ино-странцами. Он был основан на принципах естественного права и развивал-ся вместе с расширением римской империи и увеличением числа иностран-ных граждан.
Архаическое право регулировало правовой статус иностранцев ис-ключительно на основе национальности. Иностранцы не имели полных прав, которые были доступны римским гражданам, и могли быть лишены своих прав и свобод по желанию римского гражданина. Однако, с развитием римской правовой системы, стали появляться новые институты, которые обеспечивали защиту прав иностранцев.
2. Законы XII таблиц – это единственная кодификация цивильного права за все время развития римской правовой истории. В Законах содержатся нормы государственного, административного, уголовного и гражданского права, уголовного и гражданского процесса. Означает ли подобная кодификация права отсутствие в Древнем Риме деления на публичное и частное право? Что регулировало публичное право? Было ли в Риме деление публичного права на отдельные самостоятельные отрасли? Какими нормами регламентировались публично-правовые отношения? Могли ли частные соглашения противоречить предписаниям публичного права?
Ответ: Хотя Законы XII таблиц были первой кодификацией римского права, они не означают отсутствие разделения на публичное и частное право. В Древнем Риме существовало деление на публичное и частное право, и каждая из этих отраслей регулировала свои собственные отношения.
Публичное право в Риме регулировало отношения, связанные с государственной властью, политической организацией общества и управлением им. Оно включало в себя такие отрасли, как конституционное право, административное право, финансовое право и налоговое право.
В Риме публичное право не было разделено на отдельные самостоятельные отрасли, но оно было регулировано нормами, которые были содержаны в различных законах и постановлениях.
Публично-правовые отношения в Риме регулировались нормами, которые были установлены государством и направлены на обеспечение общественного порядка и безопасности. Эти нормы включали в себя такие вопросы, как управление государственной властью, права и обязанности граждан, налогообложение и финансовые вопросы.
Частные соглашения не могли противоречить предписаниям публич-ного права. Если частное соглашение нарушало закон или общественный порядок, то оно было недействительным. В Риме существовало принцип, что закон должен быть справедливым и соответствовать общественным интересам, и поэтому частные соглашения не могли нарушать эти принципы.
3. В 125-138 гг. н.э. была произведена кодификация преторских эдиктов и выработан текст «вечного эдикта». Что представлял собой пре-торский эдикт? Какими словами он начинался? Кто имел право издавать эдикты? Какую роль играло преторское право как источник права? Что представлял собой «вечный эдикт»? В чем заключалась основная право-творческая роль претора? В какой отрасли права преторский эдикт играл основную роль?
Ответ: Преторский эдикт представлял собой указания, которые выдавали преторы (высшие магистраты Римской республики и империи) для регулирования процессуальных вопросов и обеспечения правосудия. Он начинался словами "Do, dico, addico" (я даю, я говорю, я приписываю) и включал в себя нормы, которые регулировали процесс рассмотрения дел и определяли права и обязанности сторон.
Преторские эдикты издавались преторами в начале каждого года и включали в себя новые нормы и изменения в уже существующих. Претор-ский эдикт был важным источником права, так как он регулировал процедуру рассмотрения дел и определял права и обязанности сторон в судеб-ных процессах.
"Вечный эдикт" был текстом, который содержал все преторские эдикты, выданные за предыдущие годы, и который был сохранен на протяжении многих лет. Он был создан для того, чтобы избежать необходимости каждый год издавать новые преторские эдикты и сохранить стабильность правовой системы.
Основная правотворческая роль претора заключалась в том, чтобы разрешать споры между сторонами и определять права и обязанности в соответствии с преторским эдиктом. Преторы также могли выносить новые эдикты, чтобы регулировать новые вопросы, которые не были учтены ранее.
Преторское право играло основную роль в гражданском праве, так как преторские эдикты определяли права и обязанности сторон в судебных процессах и регулировали процедуру рассмотрения дел.
Показать больше