Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим некоторые особенности применения метода «мозгового» штурма. В первую очередь, данный метод принятия оперативного решения основан на совместной генерации идей, при котором участникам предоставляется возможность высказать как можно большее число вариантов решения какой-либо конкретной проблемы или задачи . Способ «мозговой штурм» отличается своей простотой и творческим подходом, что стимулирует рассмотрение проблемы под разными углами. Во время «мозгового штурма» студенты стараются мыслить нестандартно фантазировать и делится всем, что приходит ему на ум, даже те идеи, которые на первый взгляд могут показаться нелепыми и фантастическими. Важно, чтобы этот процесс проходил под четким руководством эксперта или организатора, а также поддерживалось равноправие среди всех участников «штурма». Нельзя недооценивать и правильную постановку проблемы, по которой проводится «мозговой штурм». Проблема должна быть сформулирована конкретно, просто и ясно. Вопрос должен быть не слишком общим, но в то же время иметь большое разнообразие возможных вариантов решений. Также важно, чтобы вопрос был направлен не на поиск причины возникновения проблемы, а именно на поиск ее решения .
2 Этапы «мозгового штурма»
Рассматривая этапы «мозгового штурма», стоит выделить 3 основных:
1) подготовительный, в начале которого нужно четко сформулировать проблему и произвести отбор участников штурма. Стоит заметить, что необходимо распределение ролей между участниками в зависимости от поставленной проблемы. В большинстве случаев все участники штурма делятся на две группы: «генераторов» - творческих людей, обладающих бурным воображением, способных быстро генерировать идеи и развивать – и «аналитиков» - специалистов, которые способны хорошо анализировать и давать критическую оценку выдвинутым идеям .
2) основной этап – генерирование идей, в ходе этого этапа участники выдвигают свои идеи. Данный этап наиболее плодотворно реализуется по модели, предложенной еще в 1950-х годах Алексом Осборном. Модель основана на четырех простых принципах (правилах). Во-первых, на данном этапе «штурма» важно именно количество идей, а не качество. Во-вторых, должно быть полное отсутствие критики до завершения «штурма», так как это лишь навредит творческому процессу. В-третьих, нужно поощрять нестандартные пути решения проблемы, хоть многие идеи могут быть и неосуществимы, на данном этапе они вдохновляют других участников «мозгового штурма».
3) заключительный этап - этап отбора, группировки и оценки всех предложенных идей. Данный этап предполагает активную работу группы «аналитиков», так как необходимо проведение глубокого анализа выдвинутой проблемы, систематизация идей .
3 Модификации «мозговой атаки»
Большое количество модификаций метода мозгового штурма несколько затрудняет общую классификацию, однако условно их можно объединить в несколько укрупненных групп .
- модификации, основанные на изменении структуры мозгового штурма: обратный, индивидуальный, комбинированный, челночный, дидактический, калейдоскопический мозговой штурм, мозговой штурм с остановками, техника последовательного раскрытия в мозговом штурме Роулинсона, метод «Безумных идей», брейнрайтинг и др.;
- модификации, основанные на вариациях группового характера мозгового штурма: групповой брейнрайтинг, брейнрайтинг с общим фондом, метод Галереи, брейнволкинг, круговой мозговой штурм, метод круглого стола, метод группового обмена, массовый мозговой штурм, метод Филлипса, метод голубых Листков, метод Пин-Карт, игровой мозговой штурм, ролевой мозговой штурм, метод вращающихся ролей;
- модификации, в основе которых лежит интеграция мозгового штурма с иными методами: командный майнд мэппинг, кластерный мозговой штурм (пузырьковый метод), метод «Кей Джи», триггерный метод, воображаемый мозговой штурм, авиа Клише, баттеллебилдмэппинг-брейнрайтинг (BBB), метод визуального мозгового штурма, правополушарный штурм, мозговой штурм с заданными переменными, ценностный мозговой штурм, электронный мозговой штурм, мозговой штурм он-лайн.
4 Преимущества и недостатки метода «мозговой штурм»
У метода мозгового штурма, как и у любого другого метода, есть свои преимущества и недостатки . Отметим некоторые из них применительно к подготовке будущих психологов. В качестве преимуществ можно обозначить:
- создание атмосферы в процессе поиска решения, которая способствует активности всех участников процесса;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андрюхина Л. М., Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании : монография. — Екатеринбург : РГППУ, 2019.
2) Измаилова Э. А. Кузнецова Ю.А. Метод мозгового штурма // Модели, системы, сети в экономике, технике и обществе. – 2019. – No 2 (6). – С. 32–35.
3) Мирошниченко О.А., Головко О.Н. Мозговой штурм и его модификации в подготовке будущих психологов//MODERN SCIENCE. 2020. № 11. С. 271-274
4) Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения / А.П. Неустроева // Проблемы науки. 2019. №4. С.54-57.
5) Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие / А.П. Панфилова. Москва: ФЛИНТА, 2020. 318 с.
6) Рзаева, Е.И. Использование методов интерактивного обучения в преподавании психологических дисциплин будущим педагогам // Научный поиск. –2019. – No 1. – С. 10-15.
7) Смирнова Е.В. Психологические аспекты использования активных и интерактивных методов обучения//ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2022. С. 160-162