Фрагмент для ознакомления
2
Охрана здоровья общества представляет собой многоаспектную и многоуровневую деятельность, осуществляемую государством, лечебно-профилактическими, воспитательно-образовательными учреждениями, а также самим населением с целью достижения максимально возможного физического, психологического, социального благополучия граждан конкретного государства и человечества в целом. Деятельность по охране здоровья ориентирована на формирование защитных механизмов и устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, на повышение жизнеспособности, долголетия отдельной личности и всего социального организма. Эффективность этой работы подчинена множеству условий, связанных, как с чисто медицинскими целями и задачами, решаемыми институтом здравоохранения, так и с вопросами социального свойства, определяемыми характером общественных отношений, сложившихся между людьми в диапазоне конкретного исторического периода.
Здоровье населения зависит от собственного отношения к нему каждого человека, от выбора образа жизни, который формируется в школьном возрасте. Основными причинами, отрицательно влияющими на здоровье учащихся, являются нарушение режима труда и отдыха, нерациональное питание, психологические и эмоциональные нагрузки, формирование вредных привычек1. В результате к выпускному классу учащиеся имеют болезни органов зрения, системы пищеварения, дыхания, нервной системы и опорно-двигательного аппарата2. Становится ясно, что процесс формирования у детей ответственности за свое здоровье требует иного подхода и осуществляется как в формате личных бесед, так и с использованием информационных технологий.
Целью данной работы является рассмотрение здоровьесберегающих технологий в образовании; применения здоровьесберегащих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- рассмотреть вопрос здоровья и актуальности его сохранения в современных условиях жизни;
- изучить здоровьеформирующие образовательные технологии;
- определить систему здоровьесберегающей деятельности в работе с детьми с ОВЗ;
- описать основные принципы здоровьесбережения для детей с ОВЗ.
ГЛАВА 1. Сущность и особенности здоровьесберегающих технологий в образовании
1.1 Здоровье и актуальность его сохранения в современных условиях жизни
Для сохранения и укрепления здоровья в рамках образовательного процесса, необходимо создание принципиально нового подхода к формированию научно обоснованной программы здоровьесбережения. В научных трудах зарубежных ученых, примером такой программы, является концепция укрепления здоровья, сформулированная в 1996 г. на Международной конференции в Оттаве.
Человек, представляет собой сложную систему, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, взаимосвязанных между собой этапах функционирования – биологическом, психологическом и эмоциональном. На каждом этапе, здоровье человека имеет свои особенности проявления. По определению ВОЗ, здоровье – это то, состояние человека, которому свойственно не только отсутствие заболеваний или патологии, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие3.
То есть, здоровье – это полное физическое, душевное и социальное благополучие человека. Эти составляющие, тесно взаимосвязаны между собой, и находятся в зависимости друг от друга. С одной стороны, здоровье – это значимый структурный элемент, а с другой – многостороннее динамическое состояние, взаимосвязанная совокупностью трех составляющих – физического, психического и социального здоровья. Дисбаланс одной, связывается с другой, что вызывает снижение адаптивных качеств организма к влиянию неблагоприятных факторов, нарушая взаимосвязь человека с окружающей средой и препятствуя осуществлению его биологических и социальных функций.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авилов О. В. Смысловые особенности психического здоровья// ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Сборник научных статей по
материалам II Конгресса "Психическое здоровье человека XXI века". 2018. С. 13-15
2) Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. Здоровьесберегающая школа // Управление школой. No 24. 2014. – с. 32
3) Бекшаев И.А. Комплексный подход к обучению детей с психоневрологическими расстройствами в условиях инклюзивного образования // Коррекционно-педагогическое образование. No 1 (17), 2019. – с. 47-61.
4) Дьячкова Т.В., Берсенева И.А., Бекшаев И.А., Иванов Р.Г. Создание инновационной здоровьесберегающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом образовательных потребностей// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 26-37
5) Зарубина Т. Б., Текуева Д. И. Роль здоровьесберегающих технологий в современном образовании//ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С. 84-87
6) Калмыков Н. Н., Рехтина Н. В. Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения в Российской Федерации. М., 2018. С. 28-30
7) Ким Ю. О., Семененко И. Г., Куликова Н. В., Яковлева Л. А., Аникина Е. Ю. Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни подростков//СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК. 2020. № 1. С. 13-15
8) Поникарова В. Н., Белая Д. В. Здоровьесберегающие технологии: возможности и ресурсы в обучении детей с нарушениями интеллекта// СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Том Часть 2. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». 2019. С. 118-121