Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и основные задачи бюджетного учёта
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
2. Субъекты и объекты бюджетного учёта
Бюджетный учет – инструмент, целью которого является обеспечение информирования об исполнении бюджетов РФ.
Субъекты бюджетного учета и отчетности:
-органы, организации исполнение бюджетного учёта;
-главный распорядитель бюджетных средств;
-распорядители бюджетных средств;
-получатель бюджетных средств;
-админ доходов бюджетных средств.
Для получателя средств из бюджета объекты бюдж. учета систематизированы по 5 группам:
1.нефинансовые активы;
2.финансовые активы;
3.обязательства;
4.финансовый результат;
5.санкционирование расходы бюджета.
3. Нормативное регулирование бюджетного учета
Перечень нормативных документов, регламентирующих бюджетный учет в соответствии с многоуровневой системой нормативно-правовых актов, выглядит следующим образом:
1-й уровень — нормативно-правовые акты, издаваемые высшими законодательными и исполнительными органами власти.
К этому уровню относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, касающиеся вопросов ведения учета.
2- й уровень — нормативно-правовые акты, издаваемые Министерством финансов РФ.
Примером может служить Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
3- й уровень — нормативно-правовые акты органов, организующих исполнение бюджетов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных органов исполнительной власти.
К примеру, письма Федерального казначейства с разъяснениями по отдельным вопросам бюджетной отчетности, об особенностях отражения в учете некоторых фактов хозяйственной жизни и т. д.
4- й уровень — нормативно-правовые акты главных распорядителей бюджетных средств с учетом их отраслевых особенностей.
Для примера можно привести Приказ Федерального казначейства «Об утверждении правил организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств».
5- й уровень — локальные акты, издаваемые самим хозяйствующим субъектом.
Это различные приказы руководителя хозяйствующего субъекта об утверждении учетной политики, о проведении инвентаризации и пр.
4. Основные принципы организации бюджетного учета.
1. принцип «Обеспечение единства бюджетного учета». Подразумевает объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Все субъекты бюджетного учета должны применять единый План счетов. Этот принцип вытекает из требований Бюджетного кодекса РФ.
2 принцип «Применение метода начислений». В практике бухгалтерского учета известны четыре метода учета. Они определены Международной федерацией бухгалтеров, занимающейся разработкой международных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе.
3 принцип «Интеграция Плана счетов с бюджетной классификацией».
5. Организация бухгалтерской службы бюджетного учреждения
Бухгалтерская служба в бюджетной организации (бухгалтерия) — это специальное подразделение или отдел, который ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерские отчеты.
Бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением организации и возглавляется главным бухгалтером. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств, продуктов питания. В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.
6.Разработка учётной политики бюджетного учреждения
Учетная политика – это выбор методик, форм, способов ведения бухгалтерского учета, влияющих на оценку и принятие решения пользователями информации.
Структура учетной политики:
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые субъектами учета счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.
2. Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств.
3. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
4. Правила документооборота. Они представляют собой график, где указывается вид операции, лицо, отвечающее за составление и оформление документа при выполнении операции, срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его предоставления в бухгалтерию, либо другое структурное подразделение организации и пр.
5. Порядок организации и обеспечения субъектом учета внутреннего финансового контроля.
6. Иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
7. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учётных документах, который утверждается руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером согласно ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
8. Порядок хранения бухгалтерского архива и номенклатура дел.
9. Последовательность проверки хозяйственных операций, которая обеспечивает сохранность материальных ценностей организации.
10. Последовательность выдачи денежных средств под отчёт. При этом должен быть определен:
- перечень материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчёт, с которыми были заключены договоры о полной материальной ответственности;
- предельный размер подотчётных средств;
Показать больше