Фрагмент для ознакомления
2
Профессия учителя очень древняя. Роль учителя в поступательном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Следовательно, в определенной степени можно сказать, что учитель формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.
Неудивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал Я. Коменский.
Социальные функции учителя претерпевают изменения с развитием общества, поскольку учитель живет в обществе и вместе с ним претерпевает все происходящие в нем эволюционные и революционные изменения. В разные исторические эпохи социальная роль учителя менялась: от уровня наемного ремесленника до государственного служащего.
1.Требования к учителю как к субъекту педагогической деятельности
Учитель как субъект педагогической деятельности - это учитель, способный не только овладеть деятельностью, но и творчески преобразовать ее, а также реализовать себя в ней. Другими словами, когда "человек из объекта, находящегося под влиянием обстоятельств, становится «доминирующим» над ними субъектом".
В. А. Сластенин предлагает анализировать категорию "субъективность учителя » через категорию "позиция учителя". Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений с миром, педагогической реальностью и педагогической деятельностью, в частности, которые являются источником его деятельности.
Он определяется, с одной стороны, требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, существуют внутренние и личностные источники деятельности-побуждения, переживания, мотивы и цели учителя, его ценностные ориентации, его мировоззрение, его идеалы.
В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной направленности, тип гражданского поведения и активности.
Социальная позиция учителя складывается из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, сформировавшихся в общеобразовательной школе.
В процессе профессионального обучения на их основе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.
Социальное положение учителя во многом определяет его профессиональное положение. Однако здесь нет прямой зависимости, поскольку образование всегда строится на основе личного взаимодействия.
Вот почему учитель, четко отдавая себе отчет в том, что он делает, не всегда может дать подробный ответ, почему он это делает, и делает это иначе, часто вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали в выборе учителем той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.
На выбор профессиональной позиции учителя влияет множество факторов. Однако среди них определяющими являются его профессиональные установки, индивидуальные и типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных для ролей педагогических позиций. Учитель может действовать как:
- Информатор, если он ограничивается сообщением требований, стандартов, мнений и т.д. (например, нужно быть честным);
- друг, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
- диктатор, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание учащихся;[9]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / Красноярск: КГУ, 2018. - 310 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - В 2 томах. М.: Педагогика, 2020. - Т. 2. - С. - 77, 84, 95, 102.
3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Изд. центр «Академия», 2019. - 160 с.
4. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. - Омск: Интеллектика, 2022. - 37 с.
5. Ануфриев Е.М. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - С. - 49, 83, 92.
6. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. - 2021. -№№ 11-12.-С. 32-49.
7.БайковаЛА., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб.пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2021.-256 с.
8. Бачинин В. А. Интеллигентность - категория нравственная. - М.: Знание, 2019. - 64 с.
9. Белкин А. С. Учитель и ученики: стиль отношений // Воспитание школьников. - 2019. ~№1.- С. 10-12.
10. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1.-М., 2020.
11. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя. - М., 2022.
12. Бодапев А.А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир психологии. - 2018. - №4. - С. 272-274
13. Бондаревская ЕВ. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 2019. - №3. - С. 37-43.
14. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2021. - С. - 56, 67, 77.
15. Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 2016. - №2. - С. 3-9