Фрагмент для ознакомления
2
1. Педагогическая технология проектирования индивидуальной образовательной траектории
В последние годы все большее распространение в публикациях по индивидуальному обучению получает обращение к термину «Индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ) (В.Г. Ерыкова, С.А. Вдовина, Н.И. Леонов, Г.М. Кулешова, А.В. Хуторской, Ю.В. Толбатова). Сравнение используемых определений понятия ИОТ показывает, что в основном ИОТ рассматривается как персональный путь, определенная последовательность элементов или маршрут реализации учебной деятельности отдельного учащегося. Такое толкование на сегодняшний день в условиях компетентностного подхода в образовании представляется недостаточным.
Четкое определение индивидуальной образовательной траектории, функционально зависящей от конкретных переменных, разрешит без разночтений установить (смоделировать) пространство для проектирования ИОТ и реально обеспечить широкое практическое внедрение концепции ИОТ в образовательный процесс.
Попытаемся выполнить последовательное практико-ориентированное уточнение понятия ИОТ, которое позволит наглядно представить принципиальное отличие ИОТ от ИУП. Логически выстроенное определение ИОТ необходимо для практической реализации концепции ИОТ с минимальными затратами временных и прочих ресурсов. Введение новых механизмов, как и переход на принципы образования, основанные на ИОТ немыслимы без хорошо отработанных информационных систем учета и анализа деятельности участников образовательного процесса.
Иной подход к организационным и содержательным установкам образовательного процесса требует исходить из ООП как изначально заданной системы достижения требуемых результатов обучения, на основе которой можно реализовать значительное количество различных моделей образовательного процесса. Таким образом, ФГОС и ООП определяют лишь исходные и конечные точки для формирования компетентности учащихся, движение между ними, строго говоря, индивидуально.
На основе ФГОС на конкретной выпускающей кафедре разрабатывается ООП, в состав которой входит учебный план как основной документ регламентирующий организацию учебного процесса. В глоссарии ФГОС этот документ называется базисным учебным планом. В БУП отражена модульная структура ООП, где присутствуют все базовые (обязательные) и вариативные модули. Формирование БУП происходит в момент создания ООП и, как правило, остается неизменным в течение всего периода обучения.
Таким образом, необходимыми условиями для проектирования и реализации ИОТ в учебном заведении являются:
• обеспечение возможности получения информации о содержании ООП, об образовательном процессе и его результатах для всех участников;
• модульная структура ООП (с применением механизма соотнесения модуля с конкретными компетенциями (результатами), измеряемыми и диагностируемыми в динамике учебного процесса);
• модульный БУП;
• система мониторинга учебных достижений учащихся;
• достаточное ресурсное обеспечение: кадровое, программно-методическое, инфокоммуникационное.
Педагогическая технология проектирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) представляет собой последовательность действий педагога, направленных на определение индивидуальных потребностей и возможностей каждого учащегося и создание уникальной образовательной программы для его развития.
Ниже приведен план педагогической технологии проектирования ИОТ:
Определение целей обучения: педагог должен понимать, какие знания и умения должен овладеть ученик в результате обучения.
Анализ потребностей ученика: педагог должен провести анализ способностей, интересов, личностных качеств и образовательной истории ученика.
Определение индивидуальных потребностей: на основе анализа потребностей ученика педагог должен определить, какие области знаний и умений нуждаются в дополнительном изучении.
Разработка индивидуальной образовательной программы: педагог должен разработать программу, которая отвечает индивидуальным потребностям ученика и включает соответствующие методы обучения и оценки.
Реализация ИОТ: педагог должен внедрить программу, используя соответствующие образовательные технологии и методы, чтобы обеспечить максимальный эффект обучения.
Оценка результатов: педагог должен проводить регулярную оценку результатов обучения, чтобы оценить эффективность ИОТ и внести соответствующие коррективы.
Таким образом, педагогическая технология проектирования ИОТ позволяет создать уникальную образовательную программу для каждого ученика, которая соответствует его индивидуальным потребностям и способностям. Это помогает повысить мотивацию ученика, улучшить результаты обучения и создать условия для его полноценного развития.
Технология индивидуализации обучения – это подход к обучению, основанный на учете индивидуальных потребностей, интересов, возможностей и стилей обучения каждого ученика. Это позволяет создать более эффективное образовательное пространство и достичь лучших результатов в обучении.
Ниже приведены основные компоненты технологии индивидуализации обучения:
Индивидуальные образовательные планы (ИОП). Они являются основным инструментом индивидуализации обучения. ИОП разрабатывается на основе диагностики уровня знаний и способностей ученика, а также учета его интересов и предпочтений в обучении.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жаркова, Е.Н. Индивидуализация образовательной траектории студента в условиях Интернет-образования [Текст] / Е.Н. Жаркова // Интернет-образование в России: состояние, проблемы, перспективы : материалы международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2019. - С. 46-49.
2. Козырева, Ю.В. Индивидуализация образовательного процесса в контексте Интернет-технологий [Текст] / Ю.В. Козырева // Информатика и информационные технологии в образовании : материалы III Международной научно-практической конференции. - Томск, 2019. - С. 34-38.
3. Коршунова, Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в условиях Интернет-технологий [Текст] / Н.А. Коршунова // Информационные технологии в образовании и науке : материалы III Международной научно-практической конференции. - Томск, 2020. - С. 49-52.
4. Матвеева Т.А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: Дис. ... доктора пед. наук. Н. Новгород, 2020.-78с.
5. Мельник, М.В. Индивидуализация образования в Интернет-технологиях [Текст] / М.В. Мельник, М.В. Шамин // Образование и наука в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2021. - С. 36-40.