Фрагмент для ознакомления
1
Введение .............................................................................................................. 3
1 Содержание категории «бытие». Формы бытия ............................................... 4
2 Категория субстанции в философии ............................................................... 10
Заключение ........................................................................................................ 13
Список используемой литературы ..................................................................... 14
Фрагмент для ознакомления
2
Онтология представляет собой философскую дисциплину, которая изучает различные трактовки проблемы бытия. Непосредственно там термин
«онтология» берет начало от синтеза греческих слов ontos - сущее и logos - учение, понятие.
Что есть бытие? В философии этот термин – максимально общий, характеризующий реальность как целое, общее, что могут содержать предметы, явления и артефакты мира. Это то, что их интегрирует.
Итак, мы делаем вывод, что онтология рассматривает принципы бытия, базовые сущности и категории сущего. Последнее представляет собой внутреннюю наполненность предмета, которая выражается в синтезе всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Сущее можно постичь при помощи редукции (сокращения случайных характеристик явлений). Благодаря сущему можно увидеть общее, которое есть в разных явлениях, увидеть их взаимосвязь. Явление – это видимое и постигаемое при помощи чувств проявление сущего. Важно увидеть сущее за явлением – это задача онтологии.
Целью данной работы является рассмотрение категории бытия и проблемы субстанции в философии.
1 Содержание категории «бытие». Формы бытия
Базовая категория в философии – это категория бытия. Мир в целом – это сущий мир как таковой. Всеобщие свойства бытия мира проявляются не иначе как через объективные соотношения между отдельными сущими [4, с. 106].
Определённость сущего характеризует место индивидуального бытия и место в целостном бытии. Моменты данного индивидуального бытия, или его «мгновения жизни» никогда не воспроизводятся вновь и никогда не остаются неизменными. Во Вселенной ничто из ничего не возникает, как и не исчезает вообще. Всё что в ней существует, получило своё первоначало от какого-либо другого вида материального бытия. Можно сделать вывод, что абсолютно всё существующее в мире обладает возможностью становиться тем или иным видом материи. Причём прежний вид материи не может быть абсолютно утерян, а может лишь перейти из одного состояния в другое. Исследованием специфики человеческого бытия занимается онтология. Компетенция онтологии описана теоретико-понятийным анализом сущностных общих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия – природная, духовная, социальная, человеческая и др. Как результат, бытие рассматривается как предмет философской рефлексии и это категория, означающая то, что существует. Обращение к данной сфере относится к тому, чтобы найти объединяющее начало во всевозможном мире вещей.
Для обозначения всеобщей базы всего бытийствующего в философии сформированы две категории: субстрат и субстанция. Субстратом является всеобщее вещественное начало явлений: то, из чего сделаны вещи. Субстанцией – общее понятие, в котором фиксируется душевная целостность многообразных форм бытия. Например, формы и виды материальных объектов могут быть очень разнородны, их сущности бывают различны, однако все они будут сущностями материальных вещей и отнесутся к одной материальной субстанции.
Содержания определений бытия и субстанции соприкасаются, впрочем, смысл понятия субстанции носит более обусловленный характер. Подобие содержания определений бытия и субстанции часто приводило к тому, что происходила смена содержания одного убеждения другим: объясняясь о бытии, философы предполагали первооснову мира, субстанцию.
В философии сформированы некоторые подходы к постижению онтологического начала:
1. Материалистический: материя есть основа бытия, а все другие бытийные формы - дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов материя первична и представляет собой наличное бытие;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аристотель, Сочинения в 4-х тт, т.1, М., 1976
2) Бородай, Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. - М., 2018. - С. 565-566
3) Соколов, В.В. Философия духа и материи Р. Декарта. М., 1987.
4) Чередникова, Н.П. Проблемы бытия в истории философской мысли. // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2010. – С. 106-112.
5) Юровицкая Л. Н. Общие основания и критический потенциал понятия «субстанция»//РОССИЙСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ. Сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Редколлегия: С.И. Ашмарина, А.В. Павлова [и др.]. 2019. С. 268-272