Фрагмент для ознакомления
2
Раньше проблемы образования и способы их разрешения усматривались в развитии разума человека; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменений социальной среды. Социальная педагогика выступает как разновидность социальной технологии целенаправленной социальной работе по самоорганизации разумной, продуктивной и нравственной жизни личности.
Социальная педагогика исследует социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется в организациях, специально созданных для этого и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие). Разработка ее проблем способствует развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную деятельность, которая внесет вклад в связь воспитательных сил общества в целях повышения его культурного уровня.
Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.
Процесс социализации дает возможность более полно усвоить само понятие личности и увидеть ее составляющие. Социализация объясняет истоки человеческих обычаев, норм и ценностей, отражает исторический контекст и социальное положение людей на нее повлиявших. Сама же по себе она является одним из главнейших отличий человека от животного: она формирует из биологического существа, существо социальное, путем привития человеку социальных навыков и умений, формируя у него человеческий интеллект.
Роль и место проблемы «социализации» в социальной педагогике
Основателем включения в гуманитарные науки термина «социализация» является американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855–1931), который в своей работе «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [4].
В дальнейшем в научной литературе понятие «социализация» рассматривалось как процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения человека в социальную среду, в социум. Следует отметить, что почти до 80-х гг. XX в., говоря о социализации, многие ученые имели в виду развитие человека в диапазоне «детство – юность».
К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, социологи, психологи, педагоги, правоведы, представители других наук.
Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.
Таким образом, социализация (от лат. socialis – общественный) – это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности.
Традиционно эта проблема изучалась в социологии, социальной психологии и философии. Интеграция самой проблемы социализации в области общего научного знания предполагает рассмотрение этой проблемы с точки зрения разных научных подходов.
Если обобщить в целом проблему социализации в социологии, то она заключается прежде всего в описании ее с точки зрения социального явления, отражающего сущность различных межличностных, межгрупповых отношений в обществе на конкретном этапе его развития и процесс освоения
конкретного социального опыта общества в различных социально-экономических условиях его существования. С точки зрения социологии человек, усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности.
С точки зрения психологии, прежде всего социальной психологии, социализация рассматривается как процесс адаптации человека к социальной среде, к взаимодействию с себе подобными. И в этом смысле социальную психологию интересуют этапы адаптации человека, реакция его психологии на воздействие тех или иных факторов социализации. Психология рассматривает социализацию как процесс развития психики человека в онтогенезе, как процесс формирования индивида, личности [2].
Имеется и своя точка зрения на социализацию в педагогической науке. Педагогический аспект социализации интегрируется с философским и психологическим.
Проблема социализации в науке может рассматриваться интегративно, ее можно отнести и к социально-психологическому (как развитие психики личности в онтогенезе), и к социально-педагогическому (как высший уровень воспитания) явлениям. В силу этого социализацию нельзя сводить только к развитию или только к воспитанию. Наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности, т.е. с воспитанием, социализация включает элементы стихийного, неорганизованного влияния среды на человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 15. С. 155-159.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
3. Кочисов, В.К. Социализация личности на современном этапе развития общества / В.К. Кочисов // В сборнике: Алиевские чтения материалы научной сессии: в 2 частях. 2015. С. 174-177.
4. Кузьмина, К.Е. Особенности социализации личности в современном мире / К.Е. Кузьмина // Личность в пространстве и времени. 2015. № 5. С. 131-137.
5. Петров, И.Ф. Социализация как процесс формирования личности / И.Ф. Петров // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-3. С. 112-114.
6. Проблемы социализации. История и современность: моногр. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2013. - 288 c.
7. Реан А.А Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2014. - 416 c.
8. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - М.: Речь, 2016. - 366 c.
9. Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 32-39.
10. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. - М.: Дашков и К, 2014. - 272 c.