Фрагмент для ознакомления
2
Анализ видеоматериалов ООД с детьми разных возрастных групп.
3-4 года (русская народная сказка " Маша и медведь), 5-6 лет (" Золотой ключик", " Чипполино"), также были просмотрены видео фрагменты деятельности воспитателя с применением детских художественных произведений.
1.Соответствие программного содержания ОД возрастным особенностям восприятия произведений художественной литературы и фольклора.
Термин "ООД" подразумевает под собой понятие организованной образовательной деятельности, которая реализуется в разных видах деятельности, ориентирована на образование и развитие детей
Возрастные группы детского сада.
Варианты распределения:
• ясельная группа - дети от 1,5 до 2 лет;
• 1-ая младшая группа - дети от 2 до 3 лет;
• 2-ая младшая группа - дети от 3 до 4 лет;
• средняя группа - дети 4 и 5 лет;
• старшая группа - дети 5 и 6 лет;
• подготовительная группа - дети 6 и реже 7 лет (с 7 лет - обучение в школе).
Обучение детей в детском саду носит наглядно-действенный характер. Знания новые для ребёнка усваиваются на основе непосредственного восприятия, когда ребёнок следит за действием педагога, слушает его указания и пояснения, сам действует с дидактическим материалом.
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я пойму». (Конфуций)
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя. В младших группах дети могут, к примеру, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
Структура занятия в младшем возрасте
1. Вводная часть. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это заинтересовывает и активизирует малышей. (3 – 4 мин)
2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин)
3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин)
В середине занятия следует провести физкультминутку.
Структура занятия в среднем возрасте.
1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)
2. Основная часть занятия
1) Изучение нового материала (10 - 12 мин).
2) Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин).
3. Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). (2 – 3 мин)
После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.
Структура занятия в старшем возрасте.
1 вариант.
1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин)
2. Основная часть занятия
1) Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.)
2) Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин)
3) Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.)
3. Подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?» (3 – 4 мин.)
После изучения нового материала следует провести физкультминутку.
Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это, в свою очередь, способствует развитию у них все большего интереса к занятиям.
2. Форма, методы, приёмы, средства в структуре ОД (заполните таблицу)
Этапы ОД Форма Методы и приёмы Средства
Вводная часть Беседа, пояснение Внезапное появление объектов;
Загадки
Основная часть Игра Создание игровой ситуации Соревнования
Заключительная часть Вопросы Выполнение воспитателем игровых
действий;
Наблюдение, умозаключение
3. Соответствие видов детской деятельности образовательному потенциалу детей, оценка целесообразности и результативности организованных видов деятельности.
Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики.
Согласно ФГОС п.2.7 рассматриваются следующие виды детской деятельности:
- в младенческом возрасте(2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
-в раннем возрасте(1год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто ипр.), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действие с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями )формы активности ребенка.
1. Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятие ребенком условной ( в отличие от его реальной жизненной ) позиции.
2. Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
3.Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
4.Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.
2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.
3. Елена Приемщикова.Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация. Методы воспитания и обучения.
4. Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. – М., 1998г.
5. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я.И. – М., 1981г.
6. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.
9. Карабанова О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
10. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 5 - 12 с.
11. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2015.