Фрагмент для ознакомления
2
Инструкция для испытуемого:
Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты должен повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе в любом порядке».
Следующие этапы: ребенку говорится: «Еще раз».
Примерно через 50 - 60 мин, ребенку необходимо воспроизвести эти слова (без напоминания).
Описание хода обследования с помощью методики:
Перед началом обследования экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов - простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Лучше пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их знать друг от друга.
В данном эксперименте необходимы очень большая точность произнесения слов и неизменность инструкции.
Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом. Затем дается инструкция.
Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики напротив них. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты должен повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики напротив слов, которые воспроизвел испытуемый. Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
В случае если испытуемый называет лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если эти слова повторяются, ставит крестики напротив.
Если ребенок в процессе опыта пытается вставлять какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время опыта допускать нельзя.
После пятикратного повторения экспериментатор переходит к другим опытам, а в конце исследования, т.е. примерно через 50 - 60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.
Стимульный материал:
Это слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.
Примеры слов для запоминания:
Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед (С. Я. Рубинштейн).
Дом лес кот стол звон ночь игла пирог брат крест (А. Р. Лурия).
Мяч крик сон тень флаг свет игра топор мост сосна (А. Р. Лурия).
Материал для анализа и интерпретации полученных данных
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали – число правильно воспроизведенных слов. Он называется «Кривая запоминания». Существенна, прежде всего, качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания.
Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 слов, т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не менее 5 раз) количество воспроизводимых слов 9 - 10.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психолого-медико-педагогической комиссии. М.: Владос, 2005. 32 с.
2. Левченко И. Патопсихология. Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.