Фрагмент для ознакомления
2
2. Стадии развития заикания и его диагностика у детей
Ознакомимся с основными стадиями появления и распространения заикания у детей:
– Первая стадия – для нее характерно появление редкого заикания. Оно практически незаметно для окружающих и самого заикающегося. От-мечается, что в черте характера появляется деталь, которая выступает против пренебрежения или «вторжения» в его личную сферу, а также ко-гда собеседник устанавливает своё превосходство в беседе.
– Вторая стадия – заикающийся уже осознаёт наличие дефекта речи. Нарушение становится более длительным, но оно всё ещё мало заметно окружающим. Случаи заикания возникают одинаково часто как в обще-ственных местах, так и дома.
– Третья стадия – в определённых ситуациях очень трудно произне-сти речь – особенно, когда возникает необходимость выступления перед большой аудиторией людей. При всех явных признаках заикания человек не избегает общения, у него нет выраженных переживаний на счёт дефекта речи, отсутствует страх речи и неловкость при разговоре.
– Четвёртая стадия – заикание становится большой личностной про-блемой для человека. У него возникает явное предвзятое отношение к сво-ему дефекту речи: он смущается и даже стыдится его. Осознание своей ре-чевой «ущербности» ведёт к уклончивым ответам и появлению страха об-щения с окружающими [4, c. 156-169].
Заикание приводит к таким отрицательным ярко выраженным по-следствиям, как: стеснительность, замкнутость; мнительность; напряжён-ность; настороженность; заниженная самооценка; раздражительность и импульсивность; страх одиночества, пугливость [6, c. 76-87].
Кроме того, заиканию часто сопутствуют другие заболевания: нару-шение венозного оттока головного мозга; гипотония (сниженный тонус) мышц, а также признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шей-ных отделов позвоночника; плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз; вертебробазилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной арте-рии; вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата; повышенное внутричерепное давление.
Диагноз «заикание» выставляется неврологом, психологом, психиат-ром или психотерапевтом, если представленные симптомы этого недуга длятся более трёх месяцев [5, с. 304]
Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической карти-ны, однако, чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофи-зиологических обследований (по показаниям врача):
– эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭГ) – позволит оценить состояние голов-ного мозга, обнаружить объёмные новообразования;
– электроэнцефалография (ЭЭГ) – способно зафиксировать измене-ния работы головного мозга через измерение его электрической активно-сти;
– доплерография сосудов головного мозга и реоэнцефалография (РЭГ) – способны оценить качество кровоснабжения головного мозга и обнаружить нарушения в сосудах;
– ультразвуковая транскраниальная доплерография с функциями микроэмболодетекции (выявления небольших тромбов в сосудах головно-го мозга);
– аксиальная компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томо-графия (ЯМР) в различных режимах. Каждый из этих методов исследова-ния проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни го-ловного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В струк-туре таких нарушений заикание является вторичным [7, c 15].
Представленные обследования необходимо проводить лишь с в соот-ветствии с консультацией лечащего врача для предотвращения серьезных физиологических последствий как раннем сроке возникновения дефекта, так и в процессе самого лечения. Стоит отметить, что подобные процедуры подходят как детям, так и взрослым с данным дефектом.
Таким образом в данном параграфе рассмотрены основные причины возникновения заикания, связанные как с физиологическими факторами, так и с психологическими, а также рассмотрены теоретические возможно-сти последствия вследствие появления данного дефекта. Кроме того, пред-ставлены основные медицинские обследования, способные не только опре-делить степень тяжести дефекта у ребенка или взрослого, но и при помощи консультации необходимого специалиста – либо устранить дефект, либо способствовать поддерживающему лечению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. – 2020. – №1. – С.25-30.
2. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики / Под ред. Беляковой Л.И. – М.: «Логопедия» – 2019. – С. 3-20.
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании // Вопросы психологии. – № 3. – 2021. – С. 88-94.
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязы-ковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психо-лингвистика и современная логопедия / Под ред. Халиловой Л.Б. – М.: Ло-гопедия. – С. 156-169.
5. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. – М.: В. Секачев, 2020. – 304 с.
6. Ушакова, Т.Н Речь: истоки и принципы развития. / Т.Н. Уша-кова. – М.: ПЕР СЭ; Журнал Дефектология. 2020 № 5. с.4-16
7. Шевцова, Е. Е., Забродина Л. В. Технология формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: Вла-дос; 2020. – 74 с.
8. Ханин, М. И. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. / М. И. Ханин – Спб.: Корона принт.; 2022. 146 с.
9. Цвынтарный, В. В. Радость правильно говорить / В. В. Цвы-нтрарный – Москва: АСТ Астрель; 2022. – 3-106 с.
10. Сикорский, И. А. Заикание. / И. А. Сикорский – Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов выс-ших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 2022. – 152 с.
11. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефек-толог. факультетов пед. институтов [Электронный ресурс] / О.В. Правди-на. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: "Просвещение", 2021. - с. 272 с ил.
12. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. / Поварова И. А. – Москва: Астрель; 2022. – 117 с.
13. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ро-стов-на-Дону : «Феникс»; 2022. – 81 с.
14. Неткачев, Г. Д. Заикание [Электронный ресурс] / Г. Д. Нетка-чев. – М.: 1909. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 2022. – 115 с.
15. Ночевник Н. М. Человеческое общение [Электронный ресурс] / Н. М. Ночевник - М.: Политиздат, 2021. - 127 с