Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Понятие и виды нарушения речи
Данных многих учебных пособий предполагают, что изучение мозговых и языковых расстройств началось в 19 веке, но на самом деле эта область имеет долгое научное прошлое. Самые старые записи восходят к древним египтянам около 3000 г. до н.э. с папирусом, описанным Эдвином Смитом. В иероглифах описан мужчина с травмой головы, который потерял дар речи при надавливании на область травмы. Древние греки также описывали случаи потери речи после черепно-мозговой травмы и далее связывали их с параличом правой стороны тела [5, с. 741–754].
Речь и ее нарушения изучаются целым рядом дисциплин (общей, детской психологией, лингвистикой, физиологией, дефектологией и др.). В задачи нейропсихологии входит исследование разных форм патологий речи, возникающих при локальных поражениях мозга [7, с. 49].
Как сложная функциональная система, речь включает много афферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональное системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный и другие, при этом каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи.
Поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения речи - многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения. [8, с.50].
Начиная с сороковых годов двадцатого столетия в связи с появлением новой науки — нейропсихологии, возникает новое представление об афазии. Советский психолог и врач-невропатолог А.Р. Лурия является основоположником данного направления, он впервые перешел от простого описания афазии, характерного для классической неврологии того времени, к ее непосредственному анализу и квалификации дефектов.
В данное время удобной, «работающей» классификацией, отвечающей современному состоянию научных знаний, является классификация А.Р. Лурии. В основу классификации различных форм афазии Лурией был заложен принцип анализа топически ограниченных поражений мозга, с одной стороны, и выделение тех факторов, которые являются основой всего комплекса нарушений, происходящих при локальных поражениях мозга, — с другой.
А.Р. Лурия выделил следующие формы афазии:
1. эфферентная моторная (связана с поражением заднелобных отделов коры мозга — поле 44, или зона Брока);
2. афферентная моторная (определяется поражением задних постцентральных отделов двигательного анализатора и нижних теменных отделов;
3. динамическая (поражены отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона Пенфилда);
4. сенсорная (поражение задней трети верхней височной извилины — поле 22, зона Вернике);
5. акустико-гностическая сенсорная (поражение средней височной извилины — поля 21 и 37);
6. семантическая (поражение теменно-височно-затылочной зоны).
В клинической практике также выделяют амнестичекую форму афазии [3, с.2-3].
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи по Р.Е. Левиной (советский педагог, психолог), представлена на рисунке 1.
Данная классификация выстроена с применением лингвистических и психологических критериев.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранская Л.Т., Павлова Е.В. Нейропсихология. Учебное пособие. Екатеринбург: УГМУ. 2020. – 115 с.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384, 16 с.
3. Корсакова Л.Ю. Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии. История российской психологии в лицах: Дайджест-2017-№ 6. С. 264-273. Электронный доступ: URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD/article/viewFile/376/421 (дата обращения 08.05.2023).
4. Курушина О.В., Барулин А.Е., Куракова Е.А., Ансаров Х.Ш. Нарушения речи и их коррекция у пациентов после инсульта. Медицинский совет №5, 2017. С. 28-32. Электронный доступ: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-rechi-i-ih-korrektsiya-u-patsientov-posle-insulta (дата обращения 09.05.2023).
5. Кулеш С.Д. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Медицинские новости. Актуальные проблемы неврологии в Беларуси. №3. 2018. с.4-9. Электронный доступ: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-rechi-pri-lokalnyh-porazheniyah-mozga (дата обращения 08.05.2023).
6. Малахов В.А., Завгородняя А.Н. Проблема патологии речи у взрослых с органическими заболеваниями головного мозга. Газета "Новини медицини та фармації" Неврология (316) 2010. с.1-2. Электронный доступ: URL: http://www.mif-ua.com/archive/article_print/12058 (дата обращения 08.05.2023).
7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 424 с.
8. Nina F. Dronkers, Maria V. Ivanova, Juliana V. Baldo. What Do Language Disorders Reveal about Brain–Language Relationships? From Classic Models to Network Approaches. J Int Neuropsychol Soc. 2017 Oct; 23(9-10): 741–754. Электронный доступ: URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6606454/ (дата обращения 08.05.2023).