Фрагмент для ознакомления
1
1. Имеется современный софизм: «— Кто такой ветеринар?
— Человек, который лечит животных.
— Но человек — это ведь тоже животное? Мы же говорим: человек — разумное
животное. Таким образом, животное лечит животное. Значит, животное лечит
само себя». В чем ошибка рассуждения? (Обоснуйте ответ при помощи
формально-логических законов.)
2. Определите отношения между объёмами следующих понятий: Петр Ильич
Чайковский; композитор, написавший оперу «Пиковая дама»; композитор,
написавший музыку к балету «Спящая красавица»; Модест Петрович
Мусоргский? (Обоснуйте ответ, используя диаграммы Эйлера)
3. Определите вид следующих простых суждений (атрибутивные, релятивные)
и их истинностное значение (истинное или ложное): «Москва больше
Петербурга», «Марианская впадина — самое глубокое место в океане», «река
Нева короче Москвы-реки», «все животные дышат», «на Венере жарче, чем
на Земле». (Примечание: истинностное значение определяется в меру
эрудиции.)
4. Пусть простое суждение «Все богачи стремятся уменьшить свои налоги»
— истинное. Необходимо построить для этого суждения квадрат оппозиций и
сделать выводы для каждого из трех остальных суждений, входящих в этот
квадрат оппозиций.
5. Привести к классической форме простого категорического силлогизма
следующее сложное (молекулярное) суждение «Некоторые зрелые фрукты в
саду — яблоки, поскольку все полезные фрукты зрелы, а все яблоки в саду
полезны». Определить фигуру и модус этого силлогизма. Проверить
корректность этого силлогизма методом построения диаграмм Эйлера и
Венна, а также методом соответствия правилам для корректных силлогизмов.
6. Запишите сложное (молекулярное) суждение «Если идет дождь, то
неверно, что дождя нет» в символической форме, используя язык
пропозициональной логики.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Имеется современный софизм: «— Кто такой ветеринар? — Человек, который лечит животных. — Но человек — это ведь тоже животное? Мы же говорим: человек — разумное животное. Таким образом, животное лечит животное. Значит, животное лечит само себя». В чем ошибка рассуждения? (Обоснуйте ответ при помощи формально-логических законов.)
Ответ:
Ошибка рассуждения заключается в том, что оно нарушает закон исключения третьего. Конкретно, рассуждение делает предположение, что если человек является животным, то он не может лечить животных, так как, по определению, животное не может лечить само себя. Это предположение является ошибочным, так как оно игнорирует возможность существования существ, которые являются животными и способны лечить других животных. Таким образом, рассуждение не может быть признано логически верным, так как оно нарушает закон исключения третьего.
2. Определите отношения между объёмами следующих понятий: Петр Ильич Чайковский; композитор, написавший оперу «Пиковая дама»; композитор, написавший музыку к балету «Спящая красавица»; Модест Петрович Мусоргский? (Обоснуйте ответ, используя диаграммы Эйлера)
Ответ:
Пусть множество A будет множеством композиторов, множество B - множеством опер, множество C - множеством балетов.
Тогда:
- Петр Ильич Чайковский будет входить в множество A;
- Композитор, написавший оперу «Пиковая дама» будет входить в множество A и B;
- Композитор, написавший музыку к балету «Спящая красавица» будет входить в множество A и C;
- Модест Петрович Мусоргский будет входить в множество A.
Таким образом, по диаграмме Эйлера можно сделать вывод, что:
- Петр Ильич Чайковский, Модест Петрович Мусоргский и композитор, написавший оперу «Пиковая дама», являются разными композиторами;
- Композитор, написавший музыку к балету «Спящая красавица», также является композитором, написавшим музыку к опере или другим жанрам музыки, но мы не можем точно утверждать, кто именно это.
Таким образом, диаграмма Эйлера позволяет нам определить отношения между понятиями и установить, какие понятия входят в какие множества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ивин, А. А.Логика: учеб. пособие для бакалавров ; рекомендовано Мин. образования / А. А. Ивин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 387 с. - (Бакалавр. Базовый курс).
2. Ивлев, Ю. В.Логика: учебник для вузов ; рекомендовано Мин.образования / Ю. В. Ивлев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. - 304 с.
3. Кириллов, В. И.Логика: учебник для вузов / ред. В. И. Кириллов, А. А. Старченко ; Мин-во обр. и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 240 с.
4. Михайлов, К. А. Логика: учебник для бакалавров ; рекомендовано Мин. образования / К. А. Михайлов. - М. : Юрайт, 2012. - 553 с.
5. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации [Текст] : учебник для вузов / И. В. Хоменко. - М. : Юрайт, 2010. - 314 с.