Фрагмент для ознакомления
2
Современный социально активный и развитый человек свободно владеет навыками всех компонентов речевой деятельности. Нарушение хотя бы одного из них влечёт за собой трудности или изменения разной сложности в процессе социализации и коммуникации. Именно поэтому одной из задач школьного образования, стремящегося воспитать коммуникативно развитого члена общества, является полноценное и качественное развитее всех сторон речи ребёнка.
Особенно остро этот вопрос касается обучения детей с нарушениями речи (ОНР), которые сталкиваются с массой трудностей в процессе трудностями адаптации к обществу. При переходе ребенка из детского сада в школу и освоении им таких новых навыков, как письмо и чтение, возникают особые сложности, требуемые высокого уровня профессионализма специалистов, учителей и правильно подобранных методов и приёмов необходимой коррекции. Исходя из этого, важно вести непрерывную работу по выявлению особенностей нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи, так как от правильно поставленного заключения и верно выбранных путей коррекции будет зависеть преемственность и успешность проведённой коррекционно-развивающей работы
Цель работы – рассмотреть проявления дизорфографии у младших школьников с ОНР и разработать мероприятия по их коррекции.
Задачи:
рассмотреть теоретические особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками;
исследовать сущность и формы проявления дизорфографии у младших школьников с ОНР;
провести практическое обследование обучающихся 3 класса для выявления дизорфографии;
сформировать план коррекционно-логопедической работы.
1.Теоретический блок
1.1. Особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками
Овладение письмом - видом речевой деятельности - означает усвоение определенных правил письма, позволяющих читателю легко воспринимать и понимать написанное. Эти правила неоднородны, они определяют правильность изображения букв и их соединений (каллиграфия) и правильность выбора графических знаков, обозначающих речь (графика, орфография, пунктуация).
Орфографически правильное письмо означает умение обнаруживать и распознавать явления языка на основе так называемых орфографических приемов, которые помогают пишущему остановиться, задуматься и проверить себя в случае необходимости [5, с.49].
Вопрос о формировании орфографической зоркости в современной школе становится все более актуальным. Известно, что русский язык имеет достаточно сложную орфографическую систему, но систематическая работа на уроке русского языка обеспечит учащимся высокий уровень знаний и создаст условия для психологически безопасного общения, то есть контекст здоровья [6, с.121].
Содержание обучения орфографии в начальной школе включает формирование у младших школьников осознанных орфографических действий по отношению к орфографическому ряду и формирование на основе этих действий орфографических навыков с определенной степенью автоматизации [6, с.132].
Особую роль в формировании орфографических навыков играют начальные классы. Поэтому учителю необходимо направлять учеников на превращение знаний в умения. Ученики должны понять, что из знаний, через практику, они осознают каждый орфографический случай и следуют правилам, что в конечном итоге приводит к овладению навыком [6, с.134].
Существует три линии овладения орфографией:
обучение правописанию в соответствии с правилами соотношения звуков и букв;
обучение, основанное на запоминании буквенной структуры слова, морфологической структуры и словообразовательных принципов;
решение грамматических и орфографических задач, что представляет собой обращение к правилам и алгоритму их применения.
На орфографическом уровне учащиеся должны понять, что списывание, диктовка и упражнения необходимы для общения и выражения мыслей. Основы для этого закладываются в начальной школе [5, с.84].
Изучение орфографии в начальном общем образовании проходит три этапа:
1) написание отдельных букв и буквосочетаний (каллиграфия);
2) обозначение звуков буквами (графика);
3) орфографический этап.
В начальной школе основное внимание уделяется правилам русской орфографии, которые определяют выбор букв для обозначения звуковой структуры слова. Эти правила следуют принципу: главный принцип, лежащий в основе орфографии абсолютного большинства, заключается в том, что морфемы имеют постоянную буквенную структуру, так как буквы не обозначают чередования в положении фонем [2, с. 59].
В начальной школе учащиеся знакомятся со следующей орфографией [1]:
правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных;
правописание безударной гласной буквы в корне слова;
правописание звонких и глухих согласных в корне слова;
правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
правописание буквосочетаний -оро-, -оло-, -ере-, -еле;
правописание буквосочетаний -чк-, -чн-;
правописание слов с двойными (удвоенными) согласными;
правописание проверяемой непроизносимой согласной в корне слова и др.
Обучение правилам правописания в начальной школе очень важно, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование личности младшего школьника. В этот период дети приобретают базовые знания для дальнейшего обучения и целостного развития личности.
1.2. Дизорфография у младших школьников с ОНР
Являясь одним из наименее изученных нарушений письма, дизография в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с ростом числа детей, испытывающих трудности в обучении в начальной школе. Особую категорию детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи в предупреждении и преодолении дизографии, составляют дети с общим недоразвитием речи (III - IV уровень речевого развития).
В основе нарушений письма лежит нарушение фонематических правил русской орфографии. Дети среднего школьного возраста пишут слова именно так, как они их слышат или произносят. Поэтому дизография включает такие ошибки, как пропуск, замена, перестановка и неправильное написание букв и слогов. В основе дизографии лежат нарушения морфологического принципа, который является ключевым принципом русской орфографии. Этот принцип заключается в том, что орфография единообразна независимо от того, в слабой или сильной позиции находится морфема. В этом случае для того, чтобы правильно выбрать букву, необходимо подобрать проверочное слово, в котором эта морфема выделена.
Существуют различные подходы к изучению дизографии у детей младшего школьного возраста с особыми потребностями. В первую очередь, это расстройство рассматривается в рамках психолого-педагогического подхода. Данный подход основан на недостаточной сформированности психологического компонента, а также речевого компонента. Недостаточность речевого компонента проявляется в том, что младшие школьники не в полной мере овладевают грамматическим строем устной речи на момент начала формирования орфографических знаний и навыков. Словарный запас беден и состоит в основном из слов с конкретными значениями. Как правило, связная речь состоит из простых предложений [7, c.78-79].
Во многих случаях дизография не наблюдается как самостоятельное расстройство, а входит в структуру нарушения общего недоразвития речи. У детей с общим недоразвитием речи к моменту начала обучения правописанию не сформированы речевые предпосылки. Низкий словарный запас, недоразвитие грамматики и синтаксиса, отсутствие метаязыковой и языковой компетенции, несформированность процессов словообразования являются причинами морфологической дислексии у данной категории детей. Ученики с особыми потребностями игнорируют морфемы или неправильно распознают морфологические границы, что приводит к неправильному подбору слов одинаковой этимологии и часто игнорированию ошибочных мест.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017. — 31 с.
2. Азова О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников. - М.: Сфера, 2016. - 64 с.
3. Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. - СПб.: Речь, 2018. - 176 с.
4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 2017. - 336 с.
5. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: МиМ, 2017. - 286 с.
6. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / под ред. М. Г. Храковской. - СПб.: Акционер и К, 2015. - 246 с.
7. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 158 с.
8. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2017. – 256 с.
9. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2017. - 400 с.
10. Яковлева Н. Н. Преодоление нарушений письменной речи. - СПб.: КАРО, 2016. - 160 c.