Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном понимании этика является философской наукой, которая изучает изучающая
мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества.
Если мораль представляет собой объективно наличествующее характерное явление социальной
жизни, то этика как наука учит мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности
возникновения и развития, место в системе других социальных отношений, теоретически
обосновывает определенную моральную систему.
1. Структура и функции этики
Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Все же в некоторых из них
появляются свои определения. В русском с 18 в. таковым является термин «нравственность»,
этимология которого в принципе аналогична своим старшим прототипам.
В современной общекультурной лексике все три слова обычно используются как синонимы.
Скажем, что поступок этичный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках научного
знания эти слова имеют разный смысл.
Под суждением «этика» обычно разумеется теоретическое знание. Под суждениями «мораль» и
«нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или
человеческой деятельности.
3
Занимательно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика».
В таком виде оно и было употреблено римским оратором Цицероном при переводе
аристотелевских текстов.
Структура этики включает в себя обширный спектр вопросов историко-философского и
теоретического характера; отражает динамику формирования моральной мысли от древности до
наших дней .
Структуру этики как науки формулируют исторически зафиксировавшиеся за ней функции:
− установление границ морали в системе человеческой деятельности;
− теоретическое обоснование этики (ее становления, сущности, социальной роли);
− напряженно ценностная оценка нравов (нормативная этика).
Данная структура описывает круг главных проблем, изучаемых этикой:
− моральные взгляды, идеал (этическое знание);
− разработка и выявление моральных категорий этики;
− обнаружение взаимосвязи, отношений этического сознания к объективной реальности, влияния
их друг на друга.
В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную.
Теоретическая этика устремлена на изучение системы этических норм вообще.
Самостоятельными составными частями теоретической этики являются:
• история морали;
• история этических учений.
Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой
жизни.
Нынешними ее разновидностями являются:
• биомедицинская этика;
• предпринимательская этика;
• этика науки;
• педагогическая этика;
• политическая этика .
Появление теоретический этики определено тем, что в некоторых сферах общества нравственная
жизнь приобретает особую интенсивность. Это происходит по разным причинам.
4
Во-первых, характер этических отношений может значительно меняться из-за
чрезвычайного увеличения каких-то других, вне этических факторов. Например, в хозяйственной
деятельности особую роль заслуживают суждения материальной пользы, прибыли,
прибыльности.
2. Индивидуальная этика
Индивидуальная этика – теория, которая рассматривает группу, как привходящее по отношению к
природе человека, который утверждает свою индивидуальность вопреки внешним зависимостям.
Человек как моральное создание, обладающее представлением о добре и зле, о счастье,
долге, достоинстве и смысле жизни, он обнаруживается частью назначенного социума с его
характерной культурой, моралью и правилами.
Вся традиционная этика была предпочтительно индивидуальной, выступая как учение о
ценностях и целях индивидуального существования человека, анализировала отдельного
индивида как главного субъекта морали, анализировала метафизические и экзистенциальные
проблемы индивидуального морального сознания.
Формирование предпочтительно индивидуальной этики было связано с задачей становления
отдельной личности, связанной пуповиной родственных связей и личностной зависимости,
надобностями развития индивидуального самосознания как важного резерва культурного и
социального прогресса, развития творческого субъекта, способного к самоорганизации.
Для нее исходным пунктом является античное суждение природы человека, которая состоит в
рациональности, в свободе и равенстве от рождения .
Заключение
Деятельность социального института зависит от его организации, от социальной структуры,
которая обеспечивает выполнение назначенных задач, и от системы норм, функций и
обязанностей, которые класться и распределяются в этой социальной структуре.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Аминов, И.И. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов /
В.Я. Кикоть, И.И. Аминов, А.А. Гришин . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c.
2. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учебное
пособие / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – М.: Академия, Мастерство, 2011. – 224 с.
3. Иодль Ф. История этики в новой философии. Кант и этика в девятнадцатом столетии / Ф.
Иодль; пер. с нем. под ред. В.С. Соловьева. — М.:, 2011. — 516 с.
4. Зеленкова, И.Л. Этика : тексты, комментарии, иллюстрации : хрестоматия / И.Л. Зеленкова.
– М. : Тетрасистемс, 2011. – 480 с
5
5. Основы этических знаний. 2-е изд., испр. и доп. /Отв. ред. М.Н. Росенко. – СПб.: Лань, 2012.
– 224 с.
6. Саплиной, А. И. Саплина / Е.В. Саплина, А.И. Саплин. - М.: Астрель, Планета знаний, 2012. -
715 c.
7. Сабиров, В.Ш. Этика и нравственная жизнь человека: монография / В.Ш. Сабиров, О.С.
Соина. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. — 486с.
8. Циммерман, Я.С., Еще раз о некоторых нравственных принципах науки и научных
исследований / Я.С. Циммерман // Клиническая медицина. – Т. 87, № 2. – 2009. – С. 4-7.