Фрагмент для ознакомления
2
Одним из любимых занятий малышей в детском саду является аппликация. С помощью этого вида продуктивной активности дети не только познают окружающий мир, но и получают умения, навыки, имеющие принципиальное значение для интеллектуального развития.
Изобразительная деятельность обладает большим значением в решении задач эстетического воспитания, поскольку по своему характеру она представляется художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством предоставляет очень широкие возможности для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, для познания прекрасного.
Каждый вид изобразительной деятельности, помимо общего эстетического влияния, обладает своим специфическим воздействием на ребенка. Аппликация имеет большое значение для воспитания и обучения детей дошкольного возраста, она способствует формированию многих качеств личности, ее эстетических и психических возможностей. В современных психологических и педагогических исследованиях также отмечается необходимость занятий изобразительным творчеством для эстетического, умственного развития детей в период дошкольного возраста.
В работах многих исследователей установлено, что дошкольники способны в процессе предметной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда и исходит необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и достаточно специфичными видами изобразительного творчества, в их числе и аппликацией.
Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) – представляет собой способ создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и нашитых или наклеенных на соответствующий фон. В аппликации используются самые разнообразные материалы: войлок, сукно, кожа, береста, ткань, мех, соломка, бумага. Народы нашей страны аппликацию применяли и применяют для оформления национальных костюмов, предметов жилища, быта и т.д.
Аппликация является одним из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей очень радуют яркий цвет бумаги, правильное ритмическое расположение фигур, особый интерес у них вызывает, как правило, техника вырезывания и последующего наклеивания.
Все виды изобразительной или художественной деятельности детей, в том числе и аппликация, непосредственно нацелены на формирование у них определенных знаний, развитие новых умений, отработку навыков и воспитание личности в целом. Специфика аппликации детям предоставляет возможность значительно активнее усваивать знание о цвете, величине предметов, их строении, плоскостной форме, а также композиции. В аппликации также отмечается возможность передвигать элементы, сравнивать, накладывая их друг на друга. Это позволяет гораздо быстрее усваивать композиционные умения и знания, что особенно важно не только для создания декоративных и сюжетных аппликаций, но и для рисования [2].
Аппликация обладает большим значением для воспитания и всестороннего развития дошкольника:
а) умственное воспитание;
Для умственного развития детей особым значением обладает расширяющийся постепенно запас знаний на основании представлений относительно разнообразия пространственного положения и форм предметов окружающего мира, разных величинах, многообразии ярких оттенков цветов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аппликация без ножниц. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 250 c.
2. Богатеева З.А, Занятия аппликацией в детском саду. Книга для воспитателя. - М., Просвещение - 2011. - 298с.
3. Бунина А.П. Аппликация - как средство развития дошкольника // Семья и школа. - 2011. - №3. - С.34-36.
4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. - М. 2019. - 344 с.
5. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изобразительной деятельностью (аппликацией) // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 22-27.
6. Данилина С.М. Развитие дошкольника через аппликацию. – М.: Перспектива. - Саратов. - 2009. - 298с.
7. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 881 c.
8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 225 с.
9. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2017. - 244 c.
10. Теплинская, О.А. Аппликация и коллаж / О.А. Теплинская. - М.: Академия развития, 2014. - 261 c.