Фрагмент для ознакомления
2
Среди большинства видов искусства музыка занимает особое место в воспитании и в системе формирования гармонически и всесторонне развитого человека. Давно отмечено, что частое общение с музыкой в человеке пробуждает острую наблюдательность к созвучиям и голосам природы, прививает потребность и умение ассоциировать разнообразные явления окружающего мира.
Перед дошкольными педагогами в современной системе образования стоит задача очень широкого использования в большей степени эффективных методов и форм воспитания и обучения. И при этом неоценимую помощь воспитателям оказывают развлечения, которые разрабатываются на основании многих практических и теоретических исследований.
В ходе музыкального воспитания детей в детском саду особое место занимают именно развлечения. Они представляются наиболее яркими моментами в жизни детей, особенно радуют их, обогащают новыми, на долгое время запоминающимися впечатлениями, а также содействуют развитию творческой активности, формированию дружного коллектива.
Основной целью развлечений является обогащение ребёнка новыми музыкальными переживаниями, впечатлениями, развлечь его, научить понимать прекрасное, углубить интерес к музыке, закрепить пройденный материал и на основании приобретённых навыков, и умений развивать творческие и музыкальные способности.
Систематические развлечения на разные темы у детей вызывает активный интерес к музыке, способствует овладению музыкальным репертуаром, формирует музыкальные способности и как итог повышает музыкальную культуру ребёнка. Стоит отметить, что данный вопрос остаётся пока недостаточно раскрытым, в этом заключается противоречие между необходимостью повышения музыкальной культуры у детей и общественной
потребностью, а также отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки у воспитателей при проведении развлечений с музыкой.
Значение развлечений и роль музыки в них
Проводить маленьких детей в мир музыки, воспитывать у них на данном основании добрые чувства – это очень благодатная и вместе с тем особенно важная задача. Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны применять все возможности для формирования у детей интереса к музыкальному искусству, а также развитию у них музыкально-творческих способностей.
Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы, которые оказывают влияние на развитие музыкальной деятельности у детей: самостоятельная музыкальная деятельность детей, обучение на занятиях, праздники, а также развлечения, главной целью которых представляется демонстрация детям интересных зрелищ, наполнение впечатлениями, доставление радости, предоставление им возможности проявить творческую активность и самостоятельность. Развлечения являются в большей степени яркими событиями в повседневной жизни детей. Доставляющие эстетические переживания и радость, развлечения, в первую очередь, выступают средством эстетического развития ребёнка, так как в них применяются разнообразные виды искусств, а также они способствуют формированию у детей интереса к музыке. Именно в соответствии с этим развлечения на регулярной основе намечаются в календарном и перспективном планах в детском саду.
Большинство развлечений непосредственно связаны с разнообразными видами искусства: музыкой, литературой, изобразительным искусством, кино и театром. Сценарий по большей части объединяет художественный литературный и музыкальный материал в целостную единую форму в полном соответствии с содержанием того или иного вида развлечения.
Исполнителями запланированных ранее мероприятий могут быть: в одном случае исполнителями выступают взрослые - воспитатели, музыкальный руководитель, родители, сотрудники детского сада; в другом случае - вместе со взрослыми в мероприятии принимают участие и сами дети. Особенно интересно проходят развлечения, который были изначально предложены самими детьми и организованные посредством воспитателя. Дети по большей части самостоятельно составляют основную программу, выбирают исполнителей, а также ведущего программы, предлагают определенное оформление [7].
Развлечения с применением музыки представляются очень важным средством формирования музыкального вкуса у детей, кроме того, совершенствования музыкального восприятия в целом. «Развлекая – воспитывать» - данный принцип достаточно широко применяется в детских садах, продемонстрировать детям очень интересные зрелища, доставить радость, дать им возможность проявить творческую активность и самостоятельность, как раз помогают различные развлечения. Их обширное использование существенно расширяет сферу педагогического влияния на разностороннее развитие дошкольников, способствует формированию положительных качеств личности ребенка.
Развлечения значительно расширяют кругозор детей, представления о музыке, повышают интерес к ней. Дети в интересной форме гораздо легче воспринимают содержание и характер музыкального произведения, их движения становятся по большей части творческими, активными, поскольку насыщенность развлечений занимательными и эмоциональными моментами увеличивает заинтересованность, и, в соответствии с этим, и активность детей ко всему, что в процессе развлечений им предлагается. Коллективные переживания детей образуют у них зачатки социальных отношений и чувств
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арисменди, А.А. Дошкольное музыкальное воспитание / А.А. Арисменди.- М.: Прогресс, 2019. - 176с.
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2015. - 170 с.
3. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 320с.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. Праздники и развлечения в детском саду - М.: ВАКО, 2004. - 260 с.
5. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2008. - №5. - С. 42-46.
6. Ковтун Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. -- 2014. -- №7. – 514с.
7. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / Под ред. Радыновой О.П. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. - 230 с.
8. Радынова Д.П., Барышева Н.В., Панова Ю.В. Праздники и музыкальные досуги в детском саду. - М., 2011. - 260 с.
9. Рудченко И.П., Шоломович С.М. Развлечения и театрализованные игры в детском саду. - Киев, 2006. - 290 с.
10. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2018. - 208с.