Фрагмент для ознакомления
1
Введение ........................................................................................................... 3 1 Дошкольное образование и вопрос повышения доступности ....................... 4 2 Характеристика современной системы дошкольного образования ............... 6 3 Основные акценты и тенденции развития программы дошкольного образования .................................................................................................... 10 Заключение ..................................................................................................... 13 Список используемой литературы ................................................................. 15
Фрагмент для ознакомления
2
1 Дошкольное образование и вопрос повышения доступности
Дошкольный период детства – это период возрастной эволюции человека. Именно в это время формируются и совершенствуются основные системы жизнедеятельности. И происходит это, как путем естественного развития, так и вследствие методов и технологий дошкольного образования. Именно поэтому, проблема повышения доступности дошкольного образования является актуальной.
Дошкольное образование в нашей стране является частью общего образования, но не является обязательным, как, например, во Франции, Мексике и др. Проблематику доступности дошкольного образования можно условно разделить на два направления: доступность для детей от 3-х до 7-ми лет, и от 2-х месяцев до 3-х лет.
Если доступность первого направления по официальным отчетам составляет порядка 99 %, то доступность второго направления, так называемых «ясельных» групп, достаточно низка. Так как обеспечение доступности декларируется на федеральном уровне, но обеспечивают на муниципальном уровне, то муниципальные органы власти пытаются обеспечить доступность именно этого сектора через развитие негосударственного сектора дошкольного образования, его альтернативные формы.
Создание условий для раннего становления детей младше трех лет является одной из главных задач политики нашего государства.
При снижении уровня рождаемости и демографической ситуации снижается количество детей младшего дошкольного возраста. Для государства становится приоритетной задача ежегодного увеличения численности поступающих в дошкольные образовательные учреждения. Для обеспечения притока детей раннего возраста в систему дошкольного образования необходимо активное межведомственное взаимодействие, развитие государственно-частного партнерства и социальной инфраструктуры, что подразумевает расширение вариативных форм
дошкольного образования, повышение профессиональной компетенции педагогических кадров и транспортной доступности детских садов.
Именно поэтому перед нашей страной стоит главная цель – это повышение доступности дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста и их поступление в детские развивающие дошкольные учреждения.
Политика в области дошкольного образования направлена на расширение возможностей создания групп раннего возраста и развитие новых форм обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми. Необходимо в приоритет поставить появление новых мест в детских дошкольных учреждениях, предназначенных для детей младшего дошкольного возраста. Это позволит повысить охват детей дошкольным образованием и его доступность. Важным моментом является обеспечение равных возможностей для получения образования в стенах дошкольных учреждений, создание комфортной среды для воспитания, получения начального дошкольного образования, ухода за детьми. Данные факторы должны быть обеспечены во всех учреждениях подобного типа в каждом регионе РФ. Между тем субъекты Российской Федерации настолько серьезно различаются по стоимости жизни, объему потребления услуг и состоянию социальной сферы, что это может мешать выполнению данной задачи.
Региональная дифференциация связана в первую очередь с уровнем урбанизации и занятости населения. Эти социально-экономические факторы влияют, в том числе и на охват дошкольным образованием детей в возрасте до трех лет.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/?ysclid=lhhan38pwm178684695 (дата обращения 10.05.2023)
2) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lhhalrtj9k115573323 (дата обращения 10.05.2023)
Статьи
3) Артамонова Е.И. Десятилетие детства: ориентиры сотрудничества педагогической общественности // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы XI Международной научно-практической конференции. 4–5 апреля 2018 г. – Ярославль; М.: Канцлер, 2018. – С. 3–9.
4) Звезда Л.М. Теоретико-методологические основы управления современной системой дошкольного образования//ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2021. № 5. С. 139-142
5) Концепция мониторинга качества дошкольного образования. – Москва : АНО ДПО Национальный институт качества образования, 2021. – 41 с.
6) Коровина Ю. В., Качество дошкольного образования: содержание, процесс, условия//ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Материалы IV Региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 131-142
7) Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самооуправления муниципальных районов и иных органов, реализующих данные полномочия. – Москва: Федеральный институт оценки качества образования, 2021. – 51 с.
8) Новикова Г.П. Анализ состояния дошкольного образования: проблемы и перспективы развития//ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2020. № 5. С. 57-63
9) Новикова Г.П. Современное состояние общего образования в Российской Федерации // Система образования в России и за рубежом: сб. аналит. мат-лов. – М., 2019. – С. 7–47.
10) Садовникова Ю. Ю., Тимейчук Л. Н. Тенденции развития системы образования в Российской Федерации// СОВРЕМЕННАЯ НАУКА, ОБЩЕСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 53-60
11) Слепцова И. Ф. Концепция основной образовательной программы дошкольного образования//ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2021. № 4. С. 35-37