Фрагмент для ознакомления
2
Этапы развития конфликтологии
Период Название Основные идеи Основоположники
(ключевые фигуры) Примечание
Начиная с первых дошедших до нас источников о конфликтах (VI-VII в. до н.э.) до середины IXX века. Донаучный этап Конфликт рассматривался предельно широко — как категория, охватывающая любые противоречия.
Эти противоречия рассматривались либо в самом общем плане — как противостояние сил Добра и Зла, Инь и Янь, Света и Тьмы, либо, наоборот — как одно из проявлений конкретных противоречий
Основной конфликт данного периода — конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания Гераклит (530 — 470 гг. до н.э.)
Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.)
Геродот (490—425 гг. до н.э.)
Цицерона (106 — 43 гг. до н.э.)
Фома Аквинский (1125 — 1274) В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах.
На данном этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало.
В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления. Идеи древних философов достаточно долгое время развивались, акцентируя то неизбежность войны, то значимость мира.
середина IXX века - 1920 годы. Монодисциплинарный этап Этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.
Конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека
Главной причиной социальных конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы
Концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты
У. Макдугалла (1871 — 1938)
Конрада Лоренц (1903— 1989)
Н. Тинберген (1907—1988)
Курт Левин (1890—1947)
З.Фрейд Период зарождения, становления и развития конфликтологических теорий и частных отраслей конфликтологии. Он охватывает первую «волну» публикаций по проблеме конфликта.
Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные определенному направлению
1920-1950 годы Монодисциплинарный этап Любые конфликты (от межличностных до международных) можно устранить путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Для того чтобы исключить конфликты, достаточно соединить вместе людей, симпатизирующих друг другу.
разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта. Арнольд Басе
Я. Морено (1892—1974),
В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук (социальная философия, психология, педагогика, политология и социология). Интенсивность исследования конфликта сначала постоянно увеличивается, а к концу периода ситуация характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с периодом Второй мировой войной и обстановкой в гуманитарной науке в этот момент в целом.
1950-1980 годы Междисциплинарный этап начинает формироваться самостоятельное направление — по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.
5 основных типов поведения людей в конфликтных ситуациях и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. К. Томас, М. Шериф, М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон, Дж. Скотт, Ш. и Г. Боуэры, Г. Келман, Т. Крум.
Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые диссертации. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку.
1980 год - настоящее время Междисциплинарный этап 1. Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей.
2. В любой социальной системе различным образом взаимосвязанных частей обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.
3. Процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению, изменению, возрастанию или уменьшению интеграции и «адаптивности» системы.
Можно также представить себе, что многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилие, разногласия, отклонения и конфликты), при определенных условиях укрепляют основы интеграции системы, а также ее «приспособляемость» к окружающим условиям
Конфликт имеет множество позитивных функций: охранительную и стабилизирующую функцию: при большом количестве разных независимых друг от друга конфликтов, существующих в обществе, она приобретает более сложную структуру, а это, в свою очередь, делает более трудно достижимым деление общества на два противоборствующих лагеря;
функцию разрядки отрицательных эмоций, которые накапливаются в результате конфликта у обеих сторон, и в результате их выхода между участниками конфликта сохраняются те взаимоотношения, которые были у них до начала противоборства;
тестирующую, информативную функцию: в процессе конфликта люди больше узнают друг друга, что, в свою очередь, делает возможным успешное разрешение конфликтной ситуации и формирует отношения сотрудничества. А. Здравомыслова, В. Н. Кудрявцева, Льюис Козер наблюдается постоянное увеличение ежегодного количества публикаций по конфликтологии, создаются конфликтологические посреднические центры, региональные и международные группы по исследованию и урегулированию конфликтов.
Показать больше