Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы профилактики развития заикания, как и других речевых нарушений, являются ключевыми для логопедии в целом, так как их предупреждение всегда целесообразнее, чем коррекция или перевоспитание.
Известно, что возникновение заикания обусловлено воздействием ряда факторов биологического (наличие семейного заикания, левшества, нервнопсихических заболеваний, остаточных явлений ранней мозговой органики) и социально-психологического характера, среди которых особое значение имеют психические травмы, острого (испуг), либо пролонгированного характера (особенности воспитания в семье, приводящие к развитию у ребенка невротических черт характера, а также особенности речевой среды в семье, которая не является для ребенка положительным примером для подражания и демонстрирует торопливость, дезорганизованность речевого поведения семейного окружения, отсутствие артикуляционной разборчивости в речи родителей, что вызывает у детей, по мнению ряда авторов классического периода изучения заикания.
Так, М.Е.Хватцев, среди прочих предрасполагающих причин указывает на эмоциональную напряженность, неустойчивость, дезорганизацию ребенка, проявляющуюся в скрытой психической ущемленности, повышенной реактивности на почве ненормальных отношений с окружающими.
Цель данной работы заключается в описании профилактика рецидивов и хронификации заикания.
Основное содержание
Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.
Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.
В профилактике заикания выделяются три основных направления:
1) Предупреждение возникновения заикания у детей;
2) Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
3) Предупреждение нарушений социальной адаптации.
Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.
Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).
Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.
В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. // психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 213-222.
2. Ангушев Г.И. Психологические особенности заикающихся (с позиции системного подхода). // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. науч. трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: Мин. просвещения РСФСР. МГПИ им. В.И. Ленина, 1973. - С. 13-30. 4.
3. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. - М.: МОИУУ. - 1990.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982.
5. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Медгиз, 1962
6. Левина Р.Е. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. // Симпозиум по вопросам заикания у детей. Сб.тр. - М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1963.
7. Миронова С.А. Организация жизни и воспитания заикающихся дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1973. №3
8. Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. // Вопросы психологии. - 1980.
9. Хавин А.Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодоления заикания // Вопросы психологии. - 1985.
10. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1978.