Фрагмент для ознакомления
2
С давних пор человеческий разум стремился понять сущность явлений общественной жизни, старался познать не только природу, но также и самого себя, каким-то объяснить все те явления жизни, с которыми людям приходится сталкиваться в процессе своей жизнедеятельности.
Общество в качестве социальный способ бытия человека являет собой определенную совокупность людей, которые связаны многообразными отношениями. При этом общественные отношения практически всегда представляли собой переплетения многих противоречий между разными социальными группами. Однако также практически на любой стадии общественного развития в обществе проявляется духовная и материальная стороны жизни. Общество, которое лишено какой-либо из данных сторон своей жизнедеятельности, не существовало никогда.
Сократ положил начало исследованию темы человека в качестве самостоятельной проблемы философии. Он также имел свое видение общества и государства, которое не утратило свою актуальность и в настоящие дни.
Необходимость понимания личности и общества, а также особый вклад в их трактовку Сократа делают рассмотрение темы «Личность и общество: Сократ» актуальным.
Объект рассмотрения – философия Сократа.
Предмет – личность и общество в философии Сократа.
Цель работы – охарактеризовать идеи Сократа о личности и обществе.
Задачи работы:
- рассмотреть идеал человека по Сократу;
- проследить взгляды Сократа на общественное согласие;
- раскрыть политико-правовую позицию Сократа.
Сократ потомкам не оставил нам ни одной строчки. Однако его образ отражен в диалогах Платона и в воспоминаниях Ксенофонта.
1.Идеал человека по Сократу
Сократ в числе других тем, немало размышлял и о человеке. При этом его ответ на вопрос о человеческой природе стал классическим. Его сущностью явился вывод о том, что «мы не можем исследовать природу человека тем же путем, каким мы раскрываем природу физических явлений. Физические вещи можно описать в терминах их объективных свойств, тогда как человека можно описать и определить только в терминах его сознания» [1, с. 3]. Иными словами, человек – это существо, которое постоянно ищет самого себя, перепроверяется, а также себя испытывает и испытывает условия своего существования.
Сократ открывает и утверждает наличие души в качестве важнейшего признака человеческой натуры. Сократ первым подчеркнул особость человека, его существенное отличие от всех остальных составных частей природы. В его понимании душа – это способность к самоосознанию, так как оно осуществляется, действует. Человек испытывает сам себя по той причине, что все внешнее подвергается им осмыслению, рассматривается им в качестве задачи. При этом поиски ответов и являются жизнью души и ее сутью. Внешнее же, само по себе взятое, без осмысления, а также без отношения к нему – то есть положительного либо отрицательного, – это все ничтожно и пусто. В связи с этим сущность человека является независящей от каких-либо внешних обстоятельств даже в то время, когда человеку представляется обратное либо же он боится себе признаться, что выбор практически всегда зависит исключительно от него. Вне отношения непосредственно со стороны человека – это все внешнее: общественное положение, богатство, власть, собственные интеллектуальные и физические качества – это перестает для человека существовать. Единственное и главное, через что пропускается все внешнее и что одновременно являет суть человека, – это внутренний принцип души, который нельзя нарушать.
Сократ наличие души обосновывает еще и таким рассуждением. Тело, очевидно, имеет аналогию с инструментом, так как оно может совершать отдельные действия. Однако если это так, тогда должен быть тот, кто данным инструментом управляет. Поэтому на вопрос: что есть человек? – ответ не возможен: это тело; скорее это то, чему служит тело в человеке.
Сократ вовсе не отрицает значения богатства, а также успеха в жизни. Он весьма далек от жесткого аскетизма. Однако, по его мнению, богатство и успех не способны достигаться любой ценой, противное означало бы утрату души. При этом доблесть, то есть добродетель, и нравственно-разумное поведение – это залог благополучия, так как тогда богатство доставляет удовлетворение. Однако разум для этого должен ограничивать страсти; человек с помощью разума должен добиваться над собой власти.
В понимании Сократа Душа проста по своей структуре. Основная способность души – это разум, которому противостоят аффекты, страсти, идущие от тела и одновременно провоцируемые внешним миром. Сократ абсолютно ничего не говорит о других способностях как независимых, в том числе о воле, о вере в качестве отдельной способности, о сердце в качестве духовном центре личности и о др. Разум – это способность логически мыслить, а также рассуждать. Аффекты либо страсти – это вожделения, либо желания, которые человека влекут в различные направлениях Они порождают неумеренности, излишества и этим постоянно грозят нарушить равновесие души. В этом отношении у разума имеется преимущество перед страстями, так как он логичен, поэтому, последователен. Он – источник того, что Сократом называлось «самообладанием». Человек через разум реализует самообладание, а также приходит к власти над собой. Самообладание являет собой власть разума непосредственно над жизненно-стихийными порывами. Данная власть означает свободу.
Согласно Сократу, свободным является тот, кто не ограничивает страсти, а способен ими управлять. «Не следует ли каждому, - говорит Сократ, - проникнуться убеждением, что воздержание есть основа
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии. – Москва, 1983. – С. 122-141. – Текст: непосредственный.
2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. – Москва, 1993. – 228 с. – Текст: непосредственный.
3. Луковская, Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V-IV вв. до н.э.): Сократ / Д.И. Лукрвская. – Текст: непосредственный //История государства и права. – 2018. – №14. – С. 11-18.
4. Михайлов, В.Д. Формирование представлений об общественном согласии: Сократ, Платон, Аристотель / В.Д. Михайлов. – Текст: непосредственный // Вестн. Северо-Восточ. Федерального ун-та им. М.К. Аммосова. Сер. Педагогика. Психология. Философия. – 2016. – Вып. 2. – С. 43-55.
5. Нерсесянц, В.С. Сократ / В.С. Нерсесянц. – Москва, 1977. – 156 с.
6. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий / под ред. Г. А. Белова, В. П. Пугачева. – Москва, 1993. – 488 с. – Текст: непосредственный.
7. Симаков, А.В. Политико-правовые доктрины Сократа о государстве / А.В. Симаков, А.В. Биряева // Контенсус. 2018. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovye-doktriny-sokrata-o-gosudarstve (дата обращения: 14.05.2023). – Текст: электронный.
8. Усалко, О.В. Сократический идеал человека / О.В. Усалко. – Текст: непосредственный // Вестн. Ин-та комплексных исследований аридных территорий. – 2010. – № 1. – С. 119-129.
9. Юнусов, С.А. Справедливость и право во взглядах древнегреческих философов / С.А. Юнусов. – Текст: непосредственный // История государства и права. – 2014. – № 10. – С. 24 - 27.