Фрагмент для ознакомления
2
1. Раскройте основные понятия по теме «Внимание»
Внимание относится к психическим функциям, отвечающим за способность сосредотачивать свое поведение на окружающей ситуации. Внимание позволяет человеку отобрать необходимую информацию, выделить основные признаки, дифференцировать процессы, предметы и явления.
Внимание во внутренней психологии – это психическая деятельность человека в определенный момент и в ее условиях (Н.Ф. Добрынин), организация психическая деятельность (К.К. Платонов) [1, с. 36].
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и концентрация психической деятельности на каком-либо чувственном объекте [4, с. 54].
Внимание не существует в «чистом» виде, функционально оно всегда связано с предметом или процессом. Поэтому необходимо рассматривать внимание как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические характеристики познавательных процессов.
Н.Ф. Добрынин под внимание понимает направленность и концентрацию психической деятельности человека. При этом направленность относится к избирательному характеру деятельности, а концентрация - к углублению рассматриваемой деятельности [7, с.254].
Внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому психические структуры организации внимания можно рассматривать с нескольких позиций: как процесс (или психические аспекты процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), а также как состояние, так и как свойство личности (например, внимательность) [5, с. 126].
Эта позиция противопоставляется взгляду на внимание как на самостоятельный психический процесс, которому следуют ведущие ученые-психологи, также занимающиеся психологией детства Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Р. С. Немов и др.
По мнению С.Л. Рубинштейн, «внимание не имеет содержания; проявляется в мыслях. Это сторона всех познавательных процессов сознания, кроме того, она играет роль предметной деятельности» [9, с. 128].
Внимание - динамическая характеристика познавательной деятельности: оно представляет собой преимущественное отношение психической деятельности.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности человека, его отношение. Внимание является основным условием осуществления познавательных процессов. Это не самостоятельный процесс, а составная часть, свойство различных видов деятельности, в том
числе и познавательной. Не существует уникального, отдельного и специфического продукта внимания. Ее результатом является наилучшая деятельность.
Человек постоянно подвергается воздействию различных раздражителей. Человеческий разум не может понять эти вещи одновременно с достаточной ясностью. Из окружающих предметов человек выделяет то, что его интересует, что соответствует его потребностям и жизненным планам. Любая деятельность человека требует отделения от объекта и концентрации на нем. Здесь показана основная функция внимания - подчеркивание особенностей и характеристик объекта в сознании человека.
Направленность и избирательность познавательных процессов связаны с вниманием. Внимание влияет на:
1. Точность и детализация восприятия (внимание - это своего рода усилитель, способный различать детали изображения);
2. Мощность и избирательность памяти (внимание выступает фактором, способствующим кратковременному сохранению необходимой информации в оперативной памяти);
3. Направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения проблемы) [6, .5]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абкович, А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом / А.К. Абкович // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. № 1 (63). - С. 34-45.
2. Андрианов, А. И. Лучшие психологические тесты / А. И. Андрианов, Н. А. Волкова. – Петразаводск : Издательство «Петроком», 2012. – 320 с.
3. Барышникова, Е.В. Особенности свойств внимания у дошкольников / Е.В. Барышникова, Ю.В. Родикова // Культура и образование: от теории к практике. - 2016. - Т. 1. - С. 92-98
4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с.
5. Григорьева, Л. П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями [Текст] / Л. П. Григорьева // Дефектология. – №1. – 2002. – С. 126.
6. Гонина, О.О. Развитие произвольного внимания дошкольников с помощью дидактических игр / О.О. Гонина, Е.Е. Чернявская // в сборнике: Проблемы теории и практики психологии развития материалы III региональной научно-практической конференции. 2016. С. 4-6.
7. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259
8. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.О. Иовенко // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 409-412.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л.- СПб.: Питер, 2004. - 720 с.
10. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада /
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. ; под pед. Г. А. Уpунтаевой. - М. : Просвещение; ВЛАДОС, 2009. - 292