Фрагмент для ознакомления
2
Изучение дизорфографии является актуальным вопросом, так как дети младшего школьного возраста, страдающие от этого расстройства, составляют значительную часть учащихся с низкой успеваемостью. Это отрицательно влияет на их эмоциональное, когнитивное и поведенческое состояние, а также на личностное развитие. В работах Л.В. Венедиктовой, О.В. Елецкой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, И.В. Прищеповой и других авторов рассматриваются вопросы изучения дизорфографии и путей ее устранения. Дизорфография представляет собой стойкую несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, вызванную недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Дети с дизорфографией испытывают трудности в процессе ознакомления с грамматическими понятиями и запоминании орфограмм, а также допускают много ошибок в письменной речи. Поэтому предупреждение и профилактика дизорфографии в начальной школе являются важной проблемой как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Дизорфография является объектом исследования данной работы, а предметом исследования является процесс диагностики и профилактики данного нарушения у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в изучении возможностей коррекционной работы и профилактики для преодоления дизорфографии у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу, связанную с дизорфографией.
2. Оценить уровень нарушения орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать программу дидактических игр, направленных на устранение дизорфографии у младших школьников.
1. Особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками.
1.1 Понятие об орфографии, орфограмме
Орфография - это система правил написания слов в данном языке. Термин происходит от греческих слов "орфос" - что означает "правильный" и "графо" - что означает "пишу". Орфограмма же означает "правильное написание, буква". Ученые дают разные определения орфограмме. Например, по Ахмановой, орфограмма - это написание, соответствующее правилам орфографии. Ушаков понимал под орфограммой каждое отдельное осуществление на письме правил или принципов правописания. Г.Н. Приступа же давал двоякое определение: 1) это закономерное или условное воспроизведение фонемы на письме; 2) это общепринятое написание части слова.
Современное письмо состоит из трех частей: алфавита, графики и орфографии. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. Методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, уже относится к орфографии, правилам, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных и прочих слов. Все написания, которые устанавливаются правилами - указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой[1,C.46]
Орфография включает правила, которые обеспечивают единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания. Орфография также включает соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам. Она является частью науки о
языке в его письменной форме и изучает написание и устанавливает их единообразие.
Для изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе используется работа над орфограммами. Младшие школьники должны понимать и усваивать сущность разных типов орфограмм, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Правила орфографии определяют выбор написаний в пяти областях письма: при обозначении звуков буквами в словах, выборе слитного или раздельного написания слов, употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных, переносе слов и их частей с одной строки на другую, и аббревиатуре. Начальные классы должны обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи, и методики правописания не должны отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков[2,C.189]
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма. Орфограмма - это написание, требующее проверки, например, выбор правильного написания из двух или нескольких допускаемых графикой вариантов. Она всегда несет в себе задачу точной передачи смысла и содержания мысли. Орфограммы могут быть теоретическими или практическими. Теоретические орфограммы могут привести к ошибке, но на практике это маловероятно. В начальных классах многие орфограммы, признаваемые в средних и старших классах теоретическими, являются практическими. Все орфограммы современного русского языка можно разделить на две группы, каждая из которых включает в себя несколько видов орфограмм.
Первая группа орфограмм связана с обозначением звуков (фонем) буквами. В нее входят орфограммы слабых позиций звуков, таких как безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и другие, а также отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях,
например, существенные с шипящими согласными на конце или гласные после шипящих звуков.
Ко второй группе относятся орфограммы, которые не связаны с обозначением звукового (фонемного) состава морфем. Сюда входят прописные буквы в начале предложения или в собственных именах существительных, слитно-раздельные написания слов, переносы слов и сокращения слов.
Термин "орфограмма" стал широко использоваться в школьной практике сравнительно недавно, в конце 60-х годов. В учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм. С 1980 года в учебнике для 4 класса в разделе "Повторение изученного в начальных классах" определение орфограммы было дано следующим образом: "В словах бывают буквы, выбор которых определяется правилом… Такие буквы называют орфограммами". Сейчас учащиеся знакомятся с орфограммами уже на уроках обучения грамоте в 1 классе, где формируются первоначальные орфографические навыки[3,C.98]
1.2 Основные принципы русской орфографии
Современное правописание русского языка основывается на определенных принципах. Чтобы понять принципы орфографии, необходимо увидеть ее систему и рассматривать каждое правило как часть этой системы, понимать орфографические правила и каждую орфограмму в контексте грамматики, этимологии и истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.
Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное написание морфем, таких как корень, приставка, суффикс, окончание, независимо от фонетических изменений, которые могут происходить при образовании родственных слов или форм слова, то есть, независимо от позиционных чередований и других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах - корне, приставке, суффиксе,
окончании, оглушение звонких согласных и озвончение глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний.
Показать больше