Фрагмент для ознакомления
2
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития. Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е. Е. Кравцовой, определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению. Сведений о воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. (Ульенкова У.В., 1990; Власова Т. А., Певзнер М. С., 1973; Мачихина В. Ф., Цыпина Н. А.,1981; Лебединская К. С., 1982). Но все же нам удалось найти некоторые работы по этой проблеме, например, Е. А. Медведева занималась проблемой формирования предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития. По данным Медведевой Е. А. было зафиксировано отставание младших школьников с задержкой психического развития в развитии воображения от их нормально развивающихся сверстников. Одной из особенностей в развитии воображения у детей с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно - потребностного компонента в творческой деятельности. Интерес к творческим заданиям наблюдается у некоторых. Было зафиксировано, что интерес к заданиям на творческое воображение зависит от сложности задания (повышается в тех случаях, когда задание доступно и резко падает, когда встречаются трудности). Это указывает на критичность детей в оценке своих возможностей и на боязнь ситуации неуспеха, связанные с неудачами в прошлом. Важным моментом, пишет Медведева Е. А, является то, что структурные компоненты воображения на уровне эмоционально- чувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них сформирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Деятельность воображения сочетается с подражательностью, а интуиция с сознательным поиском средств выразительности образа. Дети испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией в разных видах ролевых игр.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с.
2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт – М 2012 - 510 c
3. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2008 – 79 с.
4. Дубровина И.В. Психология.: учеб. для студентов пед. учеб. заведений./ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной.– 16-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 496с.
5. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: пособие для психологов и пе-дагогов / В. Б. Никишина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 –128 с.
6. Психология [Текст]: учебник / под ред. А.А. Крылова. – М.: Просвещение, 2000 – 62 с.
7. Репина, Т. А. Развитие воображения [Текст]: учеб. для студ. пед. уч. завед.: Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 2004 – 267 с.
8. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева – М.: Издательский центр Академия, 2001 – 336 с.