Фрагмент для ознакомления
1
Содержание Введение ........................................................................................................... 3 Основная часть ................................................................................................. 4 Теоретический блок.......................................................................................... 4 Задание 1. Особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками. ................................................................................................... 4 Задание 2.Дизорфография у младших школьников с ОНР............................... 7 Практический блок. .......................................................................................... 9 Задание 1.Обследование 2 обучающихся 3-4 классов для выявления дизорфографии (с заполнением речевых карт и приложением письменных работ детей). ..................................................................................................... 9 Задание 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы по преодолению дизорфогарфии........................................................ 15 Заключение ..................................................................................................... 20 Список литературы......................................................................................... 21
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность.
Развитие орфографических навыков у школьников рассматривается в литературе по разным направлениям. С психологической точки зрения этот процесс интегрирован в произведения Д. Н. Богоявленский, Е. Д. Божович, В. В. Давыдов, С. Ф. Жуйков, Н. А. Менчинская. Методологические условия управления теоретическими знаниями и практическими навыками в области правописания описаны в исследованиях Н. Н. Алгазина, О. С. Арямова, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская, Л. К. Назарова, П. С. Тоцкий и другие.
Грамотность учащихся является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на его возраст, проблема орфографических знаний не решена и не может быть решена полностью.
Цель – выявить уровень овладения навыками грамотного письма учащимися начальных классов.
Задачи:
- Рассмотреть особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками;
- Рассмотреть дизорфографию у младших школьников с ОНР.
- Обследовать обучающихся 3-4 классов для выявления дизорфографии.
- Разработать перспективный план коррекционно-логопедической работы по преодолению дизорфогарфии.
Основная часть
Теоретический блок
Задание 1. Особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками.
Развитие орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому необходима прочная взаимосвязь между всеми частями, составляющими основу любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для проверки правописания слова, т. е. действовать с пониманием. Прежде чем приступить к работе над конкретным орфографическим навыком, важно установить, какие именно знания и умения составляют его основу, какие конкретные задачи должен освоить учащийся и какие взаимодействия должны быть задействованы в этой конкретной задаче.
В основе каждого орфографического навыка лежат определенные знания и умения. Глядя на природу правописания, навыки правописания можно разделить на две группы:
1) сформированы навыки фонетики и словообразования (правописание корней, приставок, суффиксов);
2) умения на основе морфологических и синтаксических (орфографических окончаний).
В обеих группах центральную область занимает умение узнавать орфографию, то есть следить за правописанием, что невозможно без понимания сущности правописания.
Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд правильно чередующихся звуков - фонема, идентифицируемая по ее твердому расположению. В случае, если звук находится в сильной позиции, буква, которую он обозначает, не является орфограммой. А когда звук находится в слабой позиции, то письменный знак становится орфограммой.
Эта характеристика — отсутствие письменного произношения — характерна для всех типов орфограмм.
Орфография Т. О. - это правописание, которое не определяется на слух.
Орфография работает в процессе обучения только тогда, когда учащийся осознает ее. Целенаправленное обучение орфографическому навыку должно начинаться в первый год обучения.
Развитие навыков аудирования у младших школьников способствует возникновению и развитию орфографической грамотности.
Распознавание орфографии – это развитая способность видеть в словах те места, где письменный признак может быть определен по произношению, то есть умение различать звук в сильном и в слабом месте и может быть представлен разными буквами и с тем же звуком.
Распознавание орфографического навыка осуществляется, если развита способность обнаруживать звук в чувствительной области. Орфографическая грамотность развивается постепенно. При систематической тренировке внимание становится автоматическим и становится частью орфографического навыка, обеспечивающего успешное завершение орфографического акта.
Когда писатель замечает, что слово написано по буквам, он выполняет акт написания.
Акт орфографии – это работа пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как замечает наличие орфографии в слове.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгазина Н.Н. Развитие орфографических навыков [Текст] / Н.Н. Алгазин. - М. "Свет", 1987. - 326с.
2. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и другие. Запланированные результаты для начального образования; изд. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. - 3-е изд. - М.: Свет, 2011. - 187с. (стандарты второго поколения)
3. Арямова О.С. Учимся решать орфографические задачи [Текст] / О.С. Арямова // Начальная школа. -1988. - Нет. 4. - с.75
4. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии [Отрывок] / Д.Н. Богоявление. - М.: Свет, 1976.- 253с.
5. Богоявленский Д.Н. Психология правописания [Текст] / Д.Н. Богоявление. - 2-е изд. исправлено и дополнено - М., 1966. - 391с.
6. Бочкарева Т.Д. Предотвращение орфографических ошибок [Текст] / и т.д. Бочкарёва // Начальная школа. - 2001. - Нет. 3. - с.34
7. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и способы улучшения чтения и письма учащихся [Текст] / В. Я. Булохов // Начальная школа. - 1991. - Нет. 1. - с.59
8. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях в обучении грамматике и орфографии [Текст] / Т.В.Буркова // Начальная школа.-1998.- №3. 11. - с.89