Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время много внимания уделяется исследованию вопросам нравственности и этики в профессиональной деятельности. Эти вопросы затрагивают как сферу государственного управления, так и деятельности частных компаний и корпораций. Изучение понятие этики и в деятельности современного российского бизнеса и анализ корпоративных норм на сообществе этическим требованиям обусловило актуальности настоящей работы.
Объектом исследования вступают общественные отношения, связанные с исследованием морали в корпоративных нормах.
Предметом исследования выступают научные публикации на тему морали в корпоративных нормах.
Целью работы является изучение морали в корпоративных нормах.
Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть роль морали и этики в корпоративных нормах;
- исследовать проблемы соотношения этических и корпоративных норм;
При написании работы были использованы методы научного познания, сравнительно правовой и формально юридический метод.
1. Роль морали и этики в корпоративных нормах
В течение жизни компании этика должна быть неотъемлемой частью его, и в начале обучения и в процессе развития, интенсивной работе организации и даже после ее завершения.
Каждый руководитель осведомлён в области основ деловой этики и основ этикета. Основание деловой этики - профессиональная этика, предписывая определенный профессионально цивилизованный тип отношений между деловыми людьми и зависимыми партнерами, конкурентами, клиентами, исключая оппозицию друг другу. Деловая этика должна быть основана на общих принципах проведения опасного, инновационного, честного, компетентного и законного бизнеса в конкретной области.
Независимо от типа деловой активности и ее отдельных типов, деловая этика и этикет должны также принять во внимание национальные и этнические традиции и получающиеся правила поведения. Деловая этика связана с характером лидера, природой его души, ума, побуждений
мотивации, уровня образования и знания поведения людей в команде, обществе.
Недавно, было увеличение интереса к роли этики и в обществе и в бизнесе. Это происходит из-за понимания важности этического поведения в улучшении процесса управления и его воздействия на эффективность корпорации в целом. Это связано с отношением к компании как социальной и цивилизованной системе, в центре которой сотрудник.
Приобретение знаний об организационном поведении и этике обеспечивает принципы, которыми менеджеры и сотрудники будут понимать и ценить возможности, которые оказывают огромное влияние на поведение людей в организациях и принимают правильные решения относительно руководящей деятельности служащих и использования других ресурсов, чтобы достигнуть их целей.
Моральные нормы - ценности и правила этики, которые сотрудники организации должны придерживаться в их действиях. Правила содержат права, обязательства и ответственность за нарушение требования морали.
Правила запрещают дискриминацию по основаниям вероисповедания и религии, языка, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, национальности, партийных предпочтений, образования, социального происхождения и имущественного статуса.
Все ведущие в мире корпорации постоянно обращают большое внимание на моральные проблемы. И это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить человеческое самоуправление.
Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации менеджеров и ее обычных сотрудников в их поведении и принятии решений на моральных нормах деловых отношений.
В любом случае использование норм и правила этики корпоративных отношений восприняты другими благоприятно, даже если у человека нет достаточного количества навыков в применении правил этики. Эффект восприятия умножен, когда этическое поведение
становится естественным и неумышленным. Это происходит, когда правила этики - внутренняя психологическая потребность человека.
Чтобы увеличить уровень этического поведения руководителей разрабатывается этические кодексы поведения в организации.
Этический кодекс представляет собой набор правил и норм поведения, которыми должны руководствоваться сотрудники компании или фирмы. С его помощью устанавливаются определенные образцы поведения и единые нормы отношений в совместной деятельности. Первыми универсальными кодексами этики, представлявшими собой реестр общечеловеческих ценностей, были кодексы религиозных правил. Чуть позже стали появляться частные этические кодексы, определявшие поведение отдельных социальных групп в обществе. Необходимость в частных этических кодексах (например, кодексах объединений, профессий) возникает в связи с тем, что универсальных норм недостаточно для регулирования поведения человека в конкретных ситуациях. Частная этика конкретизирует общие моральные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, регулирующие отношения людей внутри этих групп. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны в «свободных профессиях», где наиболее ярко выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов была Клятва Гиппократа — кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где существенные этические дилеммы определяются содержанием деятельности (юристы, психотерапевты, журналисты, риелторы, предприниматели и др.). Кодексы регулируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в обществе, формируют доверие к представителям данной профессии.
Кодекс также подчеркивает важность принадлежности к профессии; его принятие косвенно может быть обрядом посвящения, актом «обращения в профессию».
Кодексы этики в каждом профессиональном сообществе отличаются друг от друга, так как формируются в соответствии с профессиональными целями и задачами. Специальные формируются и в тех видах деятельности, которые связаны с выполнением каких-то конкретных общественных функций (например, на военной и полицейской службе, в спорте, в сфере деятельности общественно-политических организаций).
Этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого круга проблем, в частности, они могут помочь предотвратить конфликтные ситуации. Во многих случаях под конфликтом понимается одна из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат разного рода объективные или субъективные, в той или иной степени воспринимаемые противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне эмоций. Конфликт «является широко распространенным, повсеместным, повсеместным явлением. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика, быт, культура или политика». Нельзя не согласиться с мнением Ю.В. Назарова. что «конфликты выявляют недостатки этико-нормативного кодекса, служат источником для его уточнения и включения новых этико-нормативных требований».
Корпоративный кодекс содержит положения, отражающие принципы и правила ведения бизнеса в конкретной компании: ответственность администрации перед работниками, обязательства по охране окружающей среды. Существует несколько типов корпоративных этических кодексов:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс: монография. Тюмень: Научно-исследовательский институт прикладной этики ТЮМГНГУ, 2005. -378 с.
2. Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. - М.: Дашков и К, 2015. - 144 с.
3. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Консультбанкир, 2012. -576 с.
4. Гордова Е.Е. Философская этика о роли и значении этических кодексов в организации деятельности профессиональных сообществ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Диплом, 2011. № 6-2. С. 33-36.
5. Гордова Е.Е. Философское исследование этических отношений в бизнесе. Новомосковск: Государственный технический университет им. Д.И. Менделеева, Новомосковский институт, 2011. -176 с.
6. Гордова Е.Е. Этико-философский анализ разновидностей и методов управления конфликтами в экономической сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Диплом, 2012. № 4-2. С. 48-52.
7. Гордова Е.Е., Гордов Ю.В. Повышение эффективности хозяйствования предприятий за счет внедрения этических кодексов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. Выпуск 2. Часть 1. С. 130-135.
8. Иванова Е.А. Корпоративные этические кодексы в управлении российскими компаниями // Корпоративные этические кодексы в управлении российскими компаниями. 2014. № 2. С. 164-190
9. Кабашов, С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры / С.Ю. Кабашов. - М.: Дело АНК, 2014. - 216 с.
10. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура делового общения. — М., Харвест, 2005. - 607 с.
11. Макеев В.А. Этика и нравственность в корпоративных отношениях // Власть. 2018.№. 1. С. 59-62
12. Махитько А.С. Этические нормы в деятельности организации // Форум молодых ученых. 2019. № 2 С. 1004-1006
13. Мур Д.Э. Природа моральной философии. М.: Республика, 2010.- 351 с.
14. Назаров В.Н. Прикладная этика М.: Гардарики, 2015.- 302 с.
15. Назарова Ю.В. Парламентская этика в России (опыт Государственной думы 1906-1917 гг.) : дис. ... канд. пед. наук. .. канд. техн. наук. филос. Науки : 09.00.05. Москва, 2006.- 146 с.
16. Спивак В.А. Корпоративная культура. Санкт-Петербург: Питер, 2018. -352 с