Фрагмент для ознакомления
2
Целая эпоха духовного бытия человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, который является порождением человеческого воображения. Люди пребывали в поиске ответов на волнующие их философские вопросы, в стремлении постичь тайны Вселенной, человека и самой жизни. Если реальность не давала ответа, люди прибегали к воображению, чьи возможности удовлетворяли эстетические потребности людей.
В мифе было соединено рациональное и иррациональное. Рациональное — раз современным человеком делалась попытка достичь ясной картины окружающего мира, и мифе дарит ему успокоение. Иррациональность заключается в том, что мифологическое невозможно проверить, ему не существует соответствия в реальном предметно мире. Отметим, что эффективное воздействие мифологического реализуется как раз в том, что это, как правило, повторение того, что уже происходило ранее. [Гуревич, с. 18]
В контексте современной культуры и в современной культурологии слово «миф» обрело широкую популярность и общеупотребительность. Данное слово вошло в обиход философов, политиков, литературоведов, психологов; и, тем не менее, это слово заключает в себе нечто до сих пор неразгаданное, глубоко таинственное.
Сегодня тема мифологии сохраняет свою актуальность. Ученые ныне посвящают свои труды изучению происхождения культуры, отдельным ее аспектам. При этом они снова невольно обращаются к мифологическим сюжетам, к первичным верованиям и представлениям людей о мироустройстве (фетишизм, анимизм, тотемизм), которые имеют мифологическую основу. А это свидетельствует о том, что мифология касается многих сфер нашей жизни и «обойти ее стороною» не представляется возможным.
Значение проблемы. Мифология имеет тесную связь с религией, литературой, мифологические сюжеты можно найти и в живописи. Это подтверждает то, что мифологией затрагиваются разные сферы жизни. Мифология представляет собой источник общечеловеческих представлений о мире. Миф служит своеобразным «объективным зеркалом» того, что было и есть.
Часть 1. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа
В мифе соединяется рациональное и иррациональное. Рациональное заключается в том, что современный человек стремится к ясной картине окружающей действительности, и при помощи мифа он обретает успокоение. Иррациональность заключается в том, что мифологическая природа не может быть проверена или доказана каким-либо способом, ему не существует соответствия в реальности. Отметим, что эффективное влияние мифологического прослеживается как раз в том, что миф - это повторяющееся уже произошедшего ранее.
В контексте современной культуре и в современной культурологии понятие «миф» стало одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Его применяют относительно своей сферы философы, политики, литературоведы, психологи; и несмотря на это, миф и сегодня ассоциируется с чем-то неразгаданным, глубоко таинственным. Для исследователя истории культуры миф являет собой совокупность необычных, фантастических рассказов, на которых строится вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и «примитивных» народов.
Миф заключает в себе яркую и подлинную действительность, ту, что ощущается, ту, которая представляет собой вещественную, телесную реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, которые обладают своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время заключая в себе возможность отрешенности от естественного хода событий, возможность существования иерархии бытия. [Баташева, с. 743]
Миф представляет собой нарратив, сказку, в частности, историю богов. В мифах отражены религиозно окрашенные описания явлений и процессов природы и мира, которые воплощены в человеческих образах. Духовные и природные силы сосредоточены в образах богов и героев, совершающих поступки и переживающих страдания, похожие на человеческих.
Среди мифов выделяют: теогонические, которые содержат описание рождения и возникновения богов; космогонические, в которых описывается происхождение мира посредством богов; космологические, которые рассказывают о построении и развитии мира; антропологические, которые содержат повествование о сотворении человека, ею сущности и предначертанной им богами судьбе, сатериологические, которые затрагивают тему спасения человека, и эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
Показать больше