Фрагмент для ознакомления
2
1. Философия как наука и ее основные функции
Философия – это наука о всеобщей, свободной и универсальной об-ласти человеческого знания, постоянном поиске чего-то нового.
В русской научной и учебной литературе советского периода полу-чило распространение определение философии, данное Ф. Энгельсом: «Философия есть наука о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества и мышления» . Это определение подчеркивает специ-фику философского познания как науки об универсальном. Однако оно неполное. Причиной этого является то, что философия исследует не только всеобщие законы развития, но и проблему сущности мира и человека. Она также изучает отношение человека к миру как существа, познающего, эмо-ционально воспринимающего и оценивающего его.
Термин «философия» образован слиянием двух греческих слов: philos, что означает любовь, и sophos или sophia — мудрость, знание. До-словный перевод звучит как «любовь к мудрости».
Первым, кто использовал этот термин, был Пифагор. Он не дерзнул назвать себя мудрецом, так как, по его мнению, мудрецами могли быть только Боги. Только боги, по Платону, обладают мудростью. Судьба смертных — быть лишь «любителями мудрости». Таким образом, фило-софия – это система обобщенных знаний, фундаментальных идей, имею-щих исторически обоснованный уровень научной обоснованности, и си-стему ценностей .
За 2500-летнюю историю философии учеными прорабатывались различные философские учения, отражающие уровень общественно-экономического и политического развития социума, развитие конкретных научных знаний. Чтобы понять многообразие философских учений, необ-ходимо выявить исходные, важнейшие философские проблемы и пути их решения.
Будучи мировоззренческой, проблема «человек — мир» в филосо-фии выставляется проблемой соотношения бытия и сознания. Этот вопрос решается в философии следующим образом:
- как отношение духа к природе;
- отношение мышления к бытию;
- взаимосвязь души и тела;
- «Я» и «Не-Я»;
- создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.
Специфика философии, состоящая в желании познать мир в его це-лостности, приводит нас к природе и единству мира, к пониманию ценно-сти и идеалов человеческого бытия. Платон утверждал, что философии «можно научиться… Она делает человека блаженным и счастливым» .
Для философского знания характерна универсальность. В этом за-ключается его специфика. Философское знание использует понятия и кате-гории, имея при этом высокий уровень обобщения. Структурно философ-ское знание являет собой форму осмысления человеком самого себя и окружающей его действительности.
Философское знание представляет собой знание обо всем мире, в то время, как наука аккумулирует информацию об отдельной части действи-тельности. Философия, в отличие от религии, основана на логике. От науки философское знание отличается тем, что оно основано на умозаключениях, а не на экспериментах .
Особенности и структуру философского знания можно кратко опре-делить как размышления о реальном и должном. Философия мыслит не только о том, что есть на самом деле, но и о том, каким оно должно быть. Чаще всего философское знание задается глобальными вопросами бытия, предпринимая попытку решения абстрактных проблем всего человечества в целом. В то же время философия использует логику и рассуждение. По-этому философское знание проверяемо и объективно. Это не продукт раз-мышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на конкрет-ный вопрос. Другой важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Это взгляд человека на себя со стороны.
Среди основных функций философии можно выделить следующие :
- мировоззренческая функция - философия меняет картину мира;
- гносеологическая (познавательная) функция философии направлена на правильное и достоверное познание окружающей действительности;
- методологическая - разрабатывает способы познания мира;
- аксиологическая - помогает сформировать систему ценностей;
- прогностическая - разработка способов освоения мира;
- критическая - сомнение во всем;
- гуманистическая - поиск ответов на вопросы о смысле жизни;
- интегрирующая функция - содействует объединению достижений науки в единое целое;
- воспитательная функция - сводится к рекомендациям следовать по-ложительным нормам и идеалам нравственности.
Традиционно в философии в качестве основных компонентов выде-ляют следующие области знания :
1. Онтология является исходным разделом философии и составляет ее основу. Это учение о бытии, его строении, эволюции и развитии. Со-временная онтология характеризуется чрезвычайно широким понятием бытия. Оно включает в себя как материальную, так и идеальную реаль-ность. Кроме того, в нее входит также человеческая или экзистенциальная реальность. В частности, сущность любой философской системы, того или иного видения действительности в целом определяется идеей бытия.
Онтологические вопросы ставятся каждой отдельной наукой. Фило-софия же решает вопросы об общих основаниях мира, о главном в отно-шении человека к миру, об общих законах бытия, что не входит в задачи отдельных наук.
Необходимо подчеркнуть, что в таких направлениях современной философии, как экзистенциализм, феноменология, персонализм, само су-ществование бытия как всеобщей первоосновы нередко вызывает сомне-ния. Аналогичной позиции придерживаются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Э. Мунье. По Мунье, «появление человеческого существования означает, что бытие подвергается сомнению и, следовательно, ничто не торжествует». Такая нигилистическая точка зрения противоречит всему ходу развития современной науки, направленному на исследование перво-основ бытия, и, по сути, подрывает всю основу философского знания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перера-ботано и дополнено - М.: «Велби», изд-во «Проспект», 2003.
2. Антология мировой философии, в 4 т. – М.: Мысль, 1969-1972.
3. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд. с исправлениями и до-полнениями. - М., 2009.
4. Гуревич П. С. Основы философии: Учебник. М., 2000.
5. Зобова М.Р., Родюков А.Ф. Философия: учебное пособие для студен-тов заочного отделения. – СПбГУТ., СПб, 2012.
6. Зотова А.Ф, Миронова В.В., Разина А.В. Философия: Учебник 2-е изд., переработано и дополнено - М.: «Академический Проект», «Трикс-та», 2004.
7. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Философия: Учебник для вузов - 3-е изд., переработано и дополнено - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
8. Попов Е.В. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
9. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. 3-е изд. Серия: Бака-лавр – М.: Юрайт, 2011.
10. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.