Фрагмент для ознакомления
2
Память. В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Логическая память начинает активно развиваться и вскоре достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также к произвольной и опосредованной памяти. Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала.
Это приводит к окончательному отказу от заучивания дословно путем повторения. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Для подростка помнить - значит думать.
В связи с появлением в школе большого количества новых предметов объем информации, которую подростку приходится запоминать, значительно увеличивается, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются гораздо чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим у подростков появляется интерес к способам улучшения запоминания.
Восприятие. Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от сложности обучения в средних классах. На уроках геометрии и рисования развивается восприятие; появляется способность видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т. д.[5]
Воображение. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитием воображения.
Сближение воображения с теоретическим мышлением дает толчок творчеству: подростки начинают писать стихи, всерьез заниматься разными видами строительства и т. д. воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого, но оно богаче только детское воображение.
В общем, фантазирующий - это не счастливый, а неудовлетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте возникает множество острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторную функцию.
Но игра воображения - это не только развлечение и утешение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные побуждения и эмоции, впервые он начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Речь. В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. От класса V до класса IX чтение развивается в направлении от способности читать правильно, бегло и выразительно до способности читать наизусть.
Монологическая речь трансформируется по-разному: от умения пересказать небольшое произведение или отрывок текста к умению самостоятельно готовить устную речь, вести рассуждения, выражать мысли и аргументировать их.
Письменная речь совершенствуется в смысле способности к письменному изложению, к самостоятельному написанию на заданную или произвольную тему. Особой линией в развитии речи является та, которая связана со связью мысли и речи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2005.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения СПб., Питер, 2020
3. Возрастная и педагогическая психология // под ред. Гамезо М.В.М., Речь, 2019
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии М., Аспект-Пресс, 2018
5.Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирования учебной деятельности школьников // хрестоматия Интеллект. Мышление. Память СПб.: Питер, 2019
6.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 2018. - 432с.
7. Немов Р.С. Психология - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. 2021. - Кн.1. Общие основы психологии
8. Реано А.А. Психология подростка. М., 2020.