Фрагмент для ознакомления
2
Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, изобретений, открытий, творческого процесса и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й.Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Именно Шумпетером был впервые введен данный термин в экономике [2].
Чаще всего термин «инновация» (лат. innovatic – обновление, перемена) трактуется как нововведение, новшество. «Инновационный – относящийся к инновации, инновациям» [6]. Однако, инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Вопросами, касающимися инноваций в образовании, занимается педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика – раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Объектом педагогической инноватики является процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития. Предмет педагогической инноватики – это совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, обоснованием эффективности и освоением педагогических новшеств в педагогическую деятельность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария педагогов. Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО.
Педагогическая инноватика является молодым, быстро развивающимся и востребованным разделом педагогики. В этой междисциплинарной научной области с особым вниманием изучаются закономерности появления педагогических инноваций, новые технологии и процессы развития школы. Эта научная область располагается на стыке педагогики, психологии, экономики, философии, информатики и целого ряда других дисциплин. Она направлена на поиск методов повышения эффективности преподавательской деятельности в учебных заведениях [11].
Инновационное развитие образовательной системы, активное совершенствование технологий и инструментов инновационного менеджмента и маркетинга, совершенствование и мультипликация технологий обучения – стали неотъемлемыми атрибутами образовательных и воспитательных технологий большинства государств мира. Развитие инноваций в системе образования является базисом инновационной и технологической политики государства.
На протяжении последних 10 лет Россия осуществляет курс на устойчивое развитие инновационных технологий, формирование инфраструктуры и совершенствование механизмов управления нововведениями, а также создание фундамента для государственной поддержки и содействия развитию инновационных процессов, в том числе в сфере образования.
Необходимость совершенствования системы образования и внедрения инновационных технологий является необходимым условием, способным обеспечить беспрепятственную интеграцию России в мировое экономическое сообщество. Высокий рейтинг российских образовательных учреждений и необходимость признания мировым научным и экономическим сообществом дипломов о высшем образовании, получаемом российскими выпускниками, является на сегодняшний день неоспоримой потребностью.
Условия рыночной экономики диктуют российскому обществу необходимость интеграции в мировые инновационные процессы, которым подчинены все сферы экономики. В соответствии с этим, российская образовательная систем не может оставаться в стороне от глобальных инновационных процессов. Необходимость инновационного развития и совершенствования инструментария менеджмента и маркетинга в сфере образования обусловлена также и жесткой конкурентной средой. Таким образом, инновации являются единственным инструментом, способным вывести российскую систему образования на качественно новый уровень, а также позволит оптимизировать процесс управления сетью учреждений и ведомств, расположенных на территории РФ.
Процесс изменения общественного или государственного устройства,
предполагающий обретение им новых свойств, соответствующих
современному уровню и характеру развития технологий, называется
модернизацией. В той или иной степени модернизация - неотъемлемая часть
процесса развития любого государства [14]. Интенсивное развитие и внедрение новых технологий (как в общественное воспроизводство, так и обыденную жизнь) ставит принципиально иные задачи и перед образованием.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атоян В.Р., Лопухин В.Ю. Ориентир на инновации: к вопросу теории инновационного общества // Креативная экономика : ежемесячный науч.-практ. журн. 2010 № 10 С. 49–55.
2. Инновационные процессы в образовании М2.Б1// Учебно-методическая документация, КФУ, Казань, 2014. URL:https://kpfu.ru/portal/docs/F612562072/Innovacionnye.processy.v.obrazovanii.pdf).
3. Завалько Н.А. Стратегические аспекты эффективного функционирования высшей школы в условиях рыночной системы. Екатеринбург, 2010. 234 с.
4. Коротина К. С. Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 161-163. — URL https://moluch.ru/archive/178/46261/ (дата обращения: 23.04.2019).
5. Косевич А.В., Матюнина О.Е. Особенности развития рынка образовательных услуг // Вестник академии. 2015. № 1. С. 204-206.
6. Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы// Вестник МИЭП. 2015. № 2 (19). С. 106–111.
7. Мурашев А. В. Трансформация системы образования: реалии и перспективы// Экономика образования. –2012. – № 4. C. 87-90
8. Петрушова М.В. Трансформация системы образования под воздействием новых информационных технологий // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2013, № 1. С.13-20.
9. Пирайнен Е.В. Трансформация образовательного процесса в современном информационном пространстве//Философские науки. – 2012.– №4. С.32-36
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014. www.consultant.ru/document/cons_doc_law_171774.
11. Повышение эффективности образовательной системы с помощью педагогической инноватики. URL: https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/pedagogicheskaya-innovatika (дата обращения 15.04.2019).
12. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Изд. 3-е. / Под ред. А.Н. Чудинова. - СПб.: Изд. В.И.
13. Современный словарь иностранных слов. 6-е изд., стер. М., 2013. 410 с.
14. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: сайт. URL: http://ac.gov.ru/projects/public-projects/04840.html (дата обращения: 26.06.2017)
15. Федорова О.И., Зуева Е.Г. Трансформация образования в условиях цифровой экономики. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/7225/1/2367-2371.pdf (дата обращения: 15.04.2019)
16. Erik Brynjolfsson. The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. New York: W. W.Norton, 2014.