Фрагмент для ознакомления
2
1 Специфика исламской революции в Иране
Неожиданным и поворотным моментом в жизни Ирана стала исламская революция 1978-1979 гг. Недовольство режимом династии Пехлеви, трудное социально-экономическое положение в стране, обострение национальных противоречий, притеснения со стороны шиитов привели к созыву Временного Правительства во главе с аятоллой Хомейни.
Временное революционное правительство, как высший орган исполнительной власти, и Исламский революционный Совет, как законодательный орган, были созданы по инициативе Сейида Рухоллы Муса ви аль-Хомейни еще до революции. Это стало одной из причин успеха шиитского духовенства в построении теократического государства. Первым важнейшим шагом на пути к теократическому государству явился референдум в марте 1979 года.
На референдуме был вынесен главный вопрос – согласен ли человек (гражданин) на замену старой - шахской монархии, новой - исламской республикой, т.е. «за монархию или исламскую республику?»
Естественно, что недовольные люди были только «за» такие кардинальные преобразования. Согласно результатам референдума, 1 апреля 1979 года аятолла Хомейни провозгласил начало «правления Аллаха» в Иране, т.е. исламское правление. Страна получила официальное наименование – Исламская Республика Иран.
Главным признаком исламской республики является форма правления в ней, где глава государства одновременно является высшим священнослужителем или все государственное управление страной находится под контролем верховного священнослужителя. Стоит отметить, что это был очень важный и главный шаг шиитского духовенства, дабы добиться легитимности своего участия в государственной власти, и соответственно, сделать возможным установление теократического режима. В течение последующих месяцев стремительно началась разработка Конституции при личном участии Хомейни, которая должна была на законодательном уровне раскрыть содержание понятия исламской республики, ее экономической и государственной структуры. 2-3 декабря 1979 г. Конституция была вынесена на референдум и утверждена подавляющим большинством голосов. В целом конституция соответствовала духу учения Хомейни об исламской республике, разработанного еще в начале 70-х годов.
Для Хомейни и его сподвижников особенно важным положением для внесения в конституцию была разработка и закрепление принципа «велайят-э факих», т.е. предоставление безраздельной власти наидостойнейшему богослову-законоведу, который осуществляет верховное попечительство над всей шиитской общиной и является «источником следования» или «подражания» для всех мусульманшиитов. Важно сказать, что принцип «велайят-э факих» встретили отрицательное отношение со стороны и некоторых великих аятолл, хотя другие высшие шиитские богословы весьма одобрительно отнеслись к включению в конституцию этого принципа. Недовольство некоторых великих аятолл вызвал и тот факт, что Хомейни явно нарушил шиитскую традицию, по которой официально избранный глава шиитской общины (каким был Хомейни) является первым среди равных и не может претендовать на право командовать другими великими аятоллами, посягать на их авторитет. Разработанная же Хомейни концепция «исламского правления» с включенным в нее принципом «велайят-э факих» и все его поведение после прибытия в Иран давали великим аятоллам основание опасаться того, что, заняв место на вершине пирамиды власти, Хомейни может подмять их под себя.
Принцип «велайят-э факих» стал стержнем исламской государственности, на основе которой сформирован государственный строй Ирана. Необходимо добавить, что после учреждения нового режима в государстве Хомейни и его приверженцы прямо говорили о необходимости немедленной реализации данного принципа. Хомейнисты намеревались заложить в новоиспеченный Иран основы исламского государства, которая исходила «от Аллаха», и соответственно, создать политическую систему, основанную на положениях ислама, а создать такое государство могли лишь знатоки исламских законов и заповедей, т.е. факихи. Такая логика объясняла линию исламистов, направленную на избрание в Собрание экспертов (Маджлесе хобреган) прежде всего служителей культа, разделявших воззрения Хомейни об «исламском правлении», и их единомышленников и союзников. Фактически ислам стал основным источником законодательства, регулирующий все сферы государственной, частной и публичной жизни.
В трактате «Исламское правление» под «велайят-э факих» Хомейни понимал коллективное правление, осуществляемое высшей шиитской элитой. Позднее «Велайят-э факих» в представлении Хомейни – это верховный толкователь божественных законов, одновременно осуществляющий наивысший контроль над светской властью, включая армию, признавая над собой лишь власть Бога и «сокрытого» имама. Хомейни утверждал, что до пришествия имама Махди последнего преемника пророка Мухаммеда, своего рода мессия, который появится перед концом света), в шиитской общине верховным правителем является «велайят-э факих». Им мог стать человек, наделенный определенными качествами вождя, при этом Хомейни отказывался от традиционной доктрины об имамаме, где вождем (приемником Пророка) мог стать человек, наследовавший этот титул. Этот концептуальный принцип правления, будучи «в эпоху отсутствия имама Махди единственной основой легитимного правления», обрел по включении в конституцию ИРИ статус закона и превратил позднее Рухоллу Хомейни в руководителя всех правоверных шиитов. То есть, фактически высший руководитель Ирана - факих - избирался пожизненно, но по понятным причинам, не подразумевал наследственной передачи власти. Стоит сказать, что Хомейни вместе с выдвижением принципа «велайят-э факих» вводит понятие рахбаре энгелабе эслами, т.е. вождь исламской революции, носитель светской и религиозной власти. Уточню, что понятие «велайят-э факих» и «рахбаре» у Хомейни имеют одно значение, но различные функции.
Так по Конституции духовным лидером был Факих, а Рахбар – политическим деятелем. (эти должности впервые появятся у имама Хомейни. Еще можно добавить, что он станет Верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами ИРИ). Рахбар избирался Советом экспертов, состоящим из влиятельных богословов, избираемых на всенародных выборах пожизненно .
Законодательное закрепление «велайят-э факих» получает еще в Преамбуле Конституции ИРИ где указывается, что данный принцип выдвинул сам «имам» Хомейни, и что «велайят-э факих» «помог мусульманскому народу Ирана ясно осознать пути продолжения и расширения благородной борьбы за исламские идеалы». Не только приведенная выдержка, но и все содержание преамбулы пронизано мыслью об особой миссии Хомейни в революции. Все это подводит основу под провозглашенный в конституции хомейнистский принцип «велаяте факих», что нашло выражение в учреждении поста Руководителя республики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Авдеев, Г.П. К вопросу о значении исламской революции в Иране для российско-иранских отношений / Труды Института востоковедения РАН: Россия и Иран: пять веков сотрудничества. – М.: ИВ РАН, 2018. – Вып. 15. – С.258-263.
2) Лапшина Д.О. Влияние исламской революции в Иране на международные процессы в 1980-е годы//НАУЧНЫЕ ТРУДЫ КАЛУЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО. Сер. "Гуманитарные науки" Калуга, 2020. С. 242-249
3) Хачатрян Т. С. Исламская революция в Иране. Принцип «исламской цивилизации»: велайят-э факих/SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 55-58
4) Хоменко, Р.А. Влияние исламской революции в Иране на международные отношения 80-х годов XX века / Р.А. Хоменко // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты: материалы II Международной научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2017. – С.86-89.
5) Хоссейни, Я.С. Политическая нестабильность в ближневосточном регионе и военно-техническое сотрудничество Ирана и РФ / Я.С. Хоссейни //Труды Института востоковедения РАН. Вып. 5: Мусульманский мир на исторических рубежах России / отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко; сост. И.Г. Саетов. – М.: ИВ РАН, 2017. – С.227-233.