Фрагмент для ознакомления
2
1. Автор
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский невролог и основатель психоанализа. Фрейд является одним из наиболее известных и влиятельных мыслителей в области психологии.
2. Школа
Фрейд разработал свою теорию личности в рамках психоанализа - психологической школы, которая фокусируется на изучении бессознательного и его влиянии на поведение и психические процессы.
3. Определение личности
Фрейд определял личность как сложную систему, состоящую из трех основных компонентов: ид, эго и супер-эго. Личность формируется под влиянием внутренних конфликтов и борьбы между различными инстанциями психики. Таким образом, личность – это сотрудничество взаимно побуждающих и сдерживающих сил.
4. Структура личности
Личность состоит из трех компонентов: Ид, эго и супер-эго.
Ид: Ид является первоначальной и бессознательной частью личности. Ид представляет собой совокупность врожденных инстинктов и базовых желаний, таких как голод, сексуальность и агрессия. Ид стремится удовлетворить свои потребности немедленно и безотлагательно, не учитывая социальные нормы или реальность. Он функционирует на принципе удовольствия, стремясь избежать боли и обеспечить максимальное удовлетворение.
Эго: Эго является сознательной и рациональной частью личности, функционирующей на основе принципа реальности, учитывая внешние условия и социальные ограничения. Эго стремится найти компромисс между требованиями Ид и внешними ограничениями. Развитие Эго непрерывно, т.е
происходит в течение всей жизни. Эго в отличии от Ид имеет как бессознательные, так и сознательные аспекты.
Супер-эго: Суперэго представляет собой внутренний голос совести и морали. Он формируется на основе внутренних и внешних норм, ценностей и правил, которые были внушены в раннем детстве. Супер-эго стремится контролировать и ограничивать желания ид, осуждая неприемлемое поведение и поощряя социально приемлемое поведение. Супер-эго содержит в себе как бессознательные, так и сознательные аспекты.
5. Развитие личности:
Фрейд разработал концепцию психосексуального развития, основанную на идее, что развитие личности происходит в течение нескольких стадий, связанных с различными эрогенными зонами. Эти стадии включают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную фазы. Каждая фаза имеет свои особенности и вызывает определенные конфликты и проблемы, которые могут повлиять на личностное развитие.
1. Оральная стадия (от рождения до 1,5 лет): В этой стадии основное удовлетворение ребенка связано с ротовой зоной. Дети исследуют мир через оральный контакт и удовлетворяют свои потребности питания, сосания и грызения. Негативный опыт или пренебрежение в этой стадии может привести к формированию орально-пассивного или орально-агрессивного поведения во взрослом возрасте.
2. Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет): В этой стадии дети начинают осознавать свою физическую способность контролировать свои функции выделения. Удовлетворение связано с процессом мочеиспускания и дефекации. Фрейд утверждал, что слишком строгий или слишком свободный подход к процессу гигиены может привести к развитию анально-ретентивного (скупого, стеснительного) или анально-экспульсивного (разбрасывающего, неряшливого) поведения.
3. Фаллическая стадия (от 3 до 6 лет): В этой стадии дети начинают осознавать различия между полами и начинают проявлять интерес к своим
гениталиям. Дети испытывают сексуальные фантазии, называемые комплексом Эдипа (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек), связанные с привязанностью к родителям противоположного пола и желанием исключить родителя собственного пола. Разрешение этих комплексов влияет на формирование половой идентичности и моральных ценностей.
4. Латентная стадия (от 6 до 11 лет): В этой стадии сексуальные интересы находятся в покое. Дети уделяют больше внимания своим социальным и интеллектуальным навыкам, общению с друзьями и обучению.
5. Генитальная стадия (с начала подросткового периода): В этой стадии сексуальные интересы вновь возникают, но теперь они направлены на развитие зрелой и взрослой половой идентичности. Личность развивается в соответствии с нормальными социальными и моральными ценностями.
6. Мотивация поведения:
Фрейд считал, что основным двигателем поведения являются сексуальные и агрессивные инстинкты, которые могут быть подавлены или выражены различными способами. Он разработал понятие "либидо" - энергии, связанной с сексуальными инстинктами, которая может быть направлена на различные объекты или активности.
Люди действуют исходя из двух принципов: Принципа удовольствия и принципа реальности. Оба принципа исходят из теории драйвов, принцип удовольствия имеет мотив немедленного удовлетворения сиюминутных желаний вопреки разуму, принцип реальности – имеет мотив исполнения желаний, но осознает, что некоторые из них трудно воплотить и нужно подождать лучшего времени.
7. Нарушения функционирования личности:
Фрейд уделял внимание нарушениям функционирования личности, таким как неврозы и психозы. Он считал, что эти нарушения возникают из конфликтов между различными компонентами личности и неудовлетворенных детских желаний.
1. Неврозы: Неврозы являются психическими расстройствами, которые возникают в результате конфликтов между ид, эго и супер-эго. Они могут проявляться в виде тревожности, фобий, обсессивно-компульсивных расстройств и депрессии. Неврозы обычно связаны с неправильным разрешением психосексуальных конфликтов в детстве.
Показать больше