Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной
школе …………………………………………………………….….. 5
2. Формы и методы организации контроля знаний, умений и
навыков школьников. Виды контроля ………………………….… 9
3. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности
младших школьников ……………………………………………… 15
Заключение ………………………………………………………………….. 21
Список источников …………………………………………………………. 22
Фрагмент для ознакомления
2
Контроль и оценка являются важнейшими компонентами учебной деятельности. Учебная деятельность является основной и основной в самом раннем школьном возрасте. Д. Б. Эльконин под структурой учебной деятельности понимал:
1) учебные задания;
2) учебные действия;
3) управляющее действие;
4) оценочное действие.
В процессе формирования учебной деятельности дети постепенно осваивают усилия по самостоятельному выполнению ее отдельных компонентов (среди них особенно важны контроль за своими действиями и оценка их результатов).
Прежде всего, под контролем следует понимать контроль правильности и полноты исполнения операций, входящих в состав акций. Но в обычной практике работы контроль редко принимает такую форму. Обычно преобладает контроль над результатом.
Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли учащийся данный курс действий и продвинулся ли он на более высокий уровень.
Формирование учебной деятельности - очень сложный и длительный процесс. Он формируется в сотрудничестве с профессором. Но Амонашвили С. А. отмечал: "... в традиционных условиях обучения бывает так, что контроль и оценка выпадают из интегральной структуры учебно-познавательной деятельности, ученик" освобождается" от них. Он контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки, оценивает, высказывает свое суждение в результате деятельности учителя школьников. В результате у детей развивается "плохая образовательная деятельность".
В процессе обучения должен быть внешний контроль (со стороны учителя). Потому что управление любым процессом предполагает наличие контроля, как определенной системы проверки его функционирования.
Контроль также очень необходим для успешного протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информацию о ее промежуточных результатах.
Контроль и оценка наряду с другими составляющими образовательного процесса должны соответствовать новейшим требованиям общества, педагогическим и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования на первом уровне школы.
Система мониторинга и оценки позволяет определить личную ответственность учителя и школы в целом за качество учебного процесса. Результат деятельности педагогического коллектива определяется прежде всего глубиной, основательностью и систематичностью знаний учащихся, уровнем их образования и развития.
Система контроля может быть ограничена не утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и развития навыков и умений, а конкретным образовательным предметом. Он ставит перед собой более важную социальную задачу: развить в школьниках способность проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и способы их контроля.
Мониторинг и оценка в начальной школе выполняют несколько функций.
Социальная функция проявляется в требованиях общества к уровню подготовленности ребенка младшего школьного возраста. Образование в данном случае используется как широкое понятие, включающее возрастной уровень развития, образованность и сознательность учащегося, формирование его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие учащихся стандартам (нормам), установленным государством, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном итоге система мониторинга и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учащихся классов, учителей, родителей и т. Д.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе развития. Это обеспечивает основу для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых коррективов в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как учащемуся, так и учителю.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алешина Г.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля. // Начальная школа.- 1993. -№ 1. - С.42-45.
2. Амелина А.Г. Как можно проверить знания и умения детей по математике. //Начальная школа.- 2005.- № 3.- С.18 – 19
3. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике. // Начальная школа. – 1990. - № 8. - С. 8 -14.
4. Вайзер Т.А. Контроль и оценивание знаний по зачетно-контрольным урокам. // Начальная школа. – 2005 .- № 8 .- С. 59 -60.
5. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. // Начальная школа.-1999. - № 7 - С.61-71.
6. Дурова А.И. Стимулирующая оценочная система в условиях безотметочного обучения в начальной школе. // Начальная школа.- 2005.- № 8.- С.54 -58.
7. Илюхина В. И вновь поговорим об отметке. // Начальная школа. – 2000. - № 6- С.1-2.
8. Нечаева Н., Чураков Р., Чуракова Н. Контрольные и проверочные работы по системе Л.В.Занкова. //Начальная школа.- 2000. -№ 15. – С.1-32.
9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике, 1-3 класс: Пособие для начальной школы.- М.: Аквариум. - 2003.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. 2010.
11. Эргашева Л.А. Как я оцениваю учебные достижения своих учеников. // Начальная школа.-2005 .- № 3.- С.15 -17.
12. Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний, умений, навыков школьников как предмета психологического исследования. //. Психологические критерии качества знаний школьников. - М.- 1990.