Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...................................................................................................... 2
2.Основная часть ......................................................................................... 3
2.1. Диагностическая деятельность в инклюзивном образовании ............... 3
2.2. Психолого-медико-педагогический консилиум общеобразовательного учреждения .................................................................................................. 9
Заключение ................................................................................................ 13
Список литературы .................................................................................... 15
Фрагмент для ознакомления
2
Среди актуальных тем современных педагогических исследований – тема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Достижение равенства образовательных прав людей, имеющих нарушения психофизического развития, определяет необходимость перемен в сфере образования, обществе в целом, поэтому тема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья становится популярной темой исследований. Популярность темы в научных исследованиях предопределила формирование теоретических основ инклюзивного образования. Приведем фамилии ряда авторов, благодаря работам которых формировалась теоретическая база инклюзивного образования: С. В. Алехина, Д. З. Ахметова, Т. Г. Богданова, Н. Н. Малофеев, Н. В. Микляева, З. Г. Нигматов, Т. В. Фуряева и др. [1; 3; 4; 10; 12].
Согласно 2 ст. ФЗ № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации», «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [16].
Такая широкая трактовка термина «инклюзивное образование» предполагает многообразие организационных форм обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Теоретический поиск путей в достижении равенства образовательных прав лиц с ОВЗ протекает параллельно с новообразованиями, вводимыми в деятельность образовательных организаций. А любые новшества сопряжены с определенными трудностями, это определяет актуальность научных поисков по вопросам развития моделей инклюзивного образования.
Результаты данных поисков должны стать технологической базой перемен в системе образовательной практики. Ее достижения измеряются качеством образования и качеством самих образовательных услуг. В связи с этим актуальной темой научного исследования становится «Диагностика и в системе инклюзивного образования».
Цель исследования – Раскрыть роль диагностической деятельности и психолого-медико-педагогического консилиума в инклюзивном образовании.
Задачи:
1.Сформировать представления о сущности диагностической деятельности в инклюзивном образовании
2.Дать представление о психолого-медико-педагогический консилиуме общеобразовательного учреждения
2. Основная часть
2.1. Диагностическая деятельность в инклюзивном образовании
Развитие измерительной деятельности в России в начале прошлого века было тесно связано со становлением и развитием коррекционной педагогики, которая еще раз подчеркнула важность диагностической деятельности в системе инклюзивного образования В.П. Каченко, А.Ф. Разульский, П.П. Блонский, Г.И. Розолимо и др. указывали на актуальность педагогических и психологических измерений в работе с детьми; педагогические измерения, приостановленные в 1930-е гг. стали возрождаться в 1960-е годы; К. Ингенкамп ввел понятие "педагогический диагноз" по аналогии с медицинским и психологическим диагнозом Именно в это время он введет понятие "педагогический диагноз". Однако, как отмечает Н.В. Горностаева, только в 1980-е годы термин "педагогическая диагностика" получило широкое распространение в отечественном научном сообществе[7].
Педагогическая диагностика - это изучение и установление специфических характеристик и признаков субъектов образовательной деятельности, позволяющих оценить результаты обучения, воспитания и развития, спрогнозировать возможные отклонения и определить пути преодоления выявленных нарушений.
Педагогическая диагностика становится особенно актуальным видом деятельности в условиях развития инклюзивного образования, которое предполагает разнообразные варианты инклюзии, такие как совместное обучение вместе со здоровыми сверстниками или обучение вместе с детьми с подобными нарушениями развития, обучение в массовой школе или в школе, работающей по адаптированным программам. С развитием современных технологий популярной формой образования лиц с ОВЗ становится дистанционное образование, электронное обучение.
Такие исследователи, как Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько и А.И. Кочетов, показали преимущества организации образования на основе диагностики. В современных условиях диагностика приобретает особое значение, поскольку стандарты общего образования предопределяют личностные, предметные и метапредметные результаты освоения образовательной программы. Три образовательных результата, описанные в стандартах, являются областями для педагогических измерений обучения и преподавания школьников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование от политики к практике // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – № 1. – С. 136–145.
2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
3. Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивная педагогика: учебник. – Казань: Изд-во «Познание» КИУ, 2019. – 174 с.
4. Богданова Т. Г. Педагогика инклюзивного образования. – М.: Инфра-М, 2022. – 149 с.
5. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 440 с.
6. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие [Электронный ресурс]. – URL: https://2017.perspektiva-inva. ru//userfiles/education/publication/pokazateliincliuzii.pdf (дата обращения: 13.05.23).
7. Горностаева Н. В. История становления педагогической диагностики в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – URL: https://moluch.ru/archive/124/34211/ (дата обращения: 28.04.2023).
8. Касаткин В. Н. [и др.]. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма // Детский аутизм: исследования и практика: сборн. докл. гор. научно-практ. конф. – М.: Образование и здоровье, 2008. – С. 26–58.
9. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с.
10. Микляева Н. В. Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – АРКТИ, 2019. – 160 с.
11. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 693 с.