Фрагмент для ознакомления
2
На данный момент нам часто приходится задумываться о том, каким должно быть идеальное государство, кто должен стоять у власти. Проблема государственного устройства была и будет актуальной еще долгое время. Так уже много людей пытались понять какое государство можно считать «идеальным». Причем мнения часто расходились: кто-то считает, что у государства должна быть сильная экономика, а кто-то считает, что человек должен чувствовать себя свободным.
Прежде чем изучать концепции «идеального государства» необходимо ознакомиться с основными тенденциями формирования взглядов философа. Настоящее имя Платона – Аристокл, родился в Афинах в 428 г. до н. э. в свое время Платон был очень влиятельным философом, он стоял наравне с Аристотелем. Платон был учеником Сократа, и именно общение с ним поспособствовало развитию политических взглядов.
Стоит уточнить, что Платон основатель одного из течений в философии, а именно объективного идеализма. Он ввел не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон первый заговорил о духовной любви, проповедовал всеобщую гармонию. Можно сказать, что философия Платона является не законченной, он постоянно подвергался сомнению. В целом с именем Платона связано формирование политической философии. Именно он впервые поднял политические вопросы. И совсем не случайно, что самые крупные его произведения являются государство и законы.
Целью данной работы является рассмотрение произведения Платона «Государство».
1 Государство у Платона: причины возникновения
В своем диалоге Платон утверждает, что государство возникает, когда человек не может жить один. Отдельный человек не может обеспечивать себя всем необходимым и поэтому он вынужден объединиться с другими, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью коллективного труда. Самыми первыми и важными потребностями Платон считал еду одежду жилище, поэтому для начала государство должно состоять из ремесленников, поскольку Платон выделил идею разделения труда. Лучше иметь одно дело и развиваться в нем, чем несколько и ничего не уметь, то каждый человек должен заниматься тем, чем ему предопределила природа. Чтобы обмениваться продуктами необходим рынок средства обмена, а также продавцы. Поскольку одно государство не может обеспечить себя всем необходимым, то это вынуждает его заняться внешней торговлей. Так увеличивается объём производства, число ремесленников. Для завершения необходима так называемая рабочая сила, такие люди в основном ничем не владеют, а продают физическую силу. Государство, в котором все это присутствует, все всех удовлетворяет. Такая жизнь проста и совершенна, она не нуждается ни в справедливости, ни в несправедливости. Так Платон изображал первоначальное государство и называл его «истинным». Но все это может перейти другую форму, если в нем появляется стремление к материальному обогащению.
Растет количество ремесленников и им перестает хватать земли государства и поэтому начинаются войны с соседними государствами за территорию. Так и появляются еще один вид специалистов, а именно воины. «Пока мы ничего не будем говорить о том, влечёт ли война зло или благо, скажем только, что мы открыли причину войны - главного источника частных и общественных бед, когда она ведётся»1.
Можно из этого сделать следующие выводы о причинах возникновения государства:
1. появление разделение труда, обмена продуктами.
2. обмен продуктами способствовало развитию торговли.
3. рост численности населения.
4. формирование военной элиты.
В соответствии с учением Платона государство возникает тогда, когда человек сам лично не может удовлетворить все свои возрастающие потребности и для этого привлекает других. Испытывая нужду во многих потребностях для жизни: пища, жилье, одежда и т.д., люди собираются сообща, чтобы жить вместе на определенной территории и оказывать друг другу помощь. В результате создается совместное поселение, которое называется государство. В свою очередь устройство государства во многом зависит от образа жизни общества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Меньшикова О. А. «Государство» Платона и зарождение жанра «антиутопия»//СТУДЕНТ И НАУКА (ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ) – 2020. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Гл. редактор Н.Н. Макарова, отв. редактор М.С. Закамалдина. 2020. МС. 1336-1340
2) Михайлов А.Е. Социальное проектирование в философии Платона//ДОНЕЦКИЕ ЧТЕНИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ИННОВАЦИИ, КУЛЬТУРА И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ. Материалы V Международной научной конференции. Том 9. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк, 2020. С. 71-73
3) Платон Собрание сочинений, т. 1, ч. – «Государство». - М. – 1971. – С. 135
4) Сёмин А.Н., Третьяков А.П. О моделях государственного устройства античного философа Платона//ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МИРОВОЙ НАУКИ. 2020. № 7. С. 44-50