Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Вспомните основные положения теории личности Э. Фромма. Внимательно прочтите предлагаемый ниже текст. Ответьте на поставленные вопросы.
1. Как Э. Фромм назвал бы тип ориентации характера героини рассказа?
2. Что является источником жизненных благ, по мнению героини рассказа?
3. В чем ее смысл жизни?
4. К чему особенно чувствительна героиня?
5. Как устроено ее мышление?
6. Как она относится к себе?
7. Чего она больше всего боится?
8. Что чаще всего в ее сновидениях может быть символом фрустрации и разочарования?
Ответы:
1. Это рецептивный тип, для которого по Э. Фромму, источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. В обществе они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Людей рецептивного типа можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными
2. Героиня рассказа видит источник своих благ видит в самоотдаче, в бескорыстном служении другим людям.
3. Ольга Семеновна ищет смысл жизни в соединении с другим человеком, в жизни чужими интересами. Ей важно любить, быть рядом с любимым человеком, заботиться о нем.
4. Ольга Семеновна не может долго находиться одна. Одиночество она переживает очень тяжело, жизнь становится бессмысленной, пустой; женщина начинает тревожиться. Она все это осознает и в рассказе описано ее состояние, когда муж в отъезде: «Оленька не может спать и сравнивает с себя с «курами, которые тоже испытывают беспокойство при отсутствии петуха».
5. У героини полностью отсутствует способность к критическому осмыслению действительности. Она просто впитывает любую информацию, не анализируя ее, не выражая собственного мнения. Как пример, в браке с лесопромышленником Пустоваловым в рассказе указывается на тот факт, что «какие мысли были у мужа, такие и у нее. Если он думал, что в комнате жарко или что дела теперь стали тихие, то так думала и она». Или в случае квартировавшего у нее полкового ветеринара: «мысли ветеринара стали ее мыслями». А его внезапный отъезд «приводит ее к состоянию опустошенности: ни мыслей, ни чувств, никаких мнений».
6. Она проявляется только в симбиотической связи с другим человеком. Без этого человека она становится абсолютно незначительной. Можно сказать, что Ольга Семеновна не любит себя, не ценит, не несет ответственности за собственную жизнь. Она не знает своих потребностей, не имеет личных интересов; не стремится к развитию себя.
7. Огромный и всепоглощающий ее страх связан с самостоятельностью. Женщина не может существовать без опоры на другого человека. Так, в рассказе четко указано, что «она боится пустоты и бессмысленности жизни, которую испытывает, существуя без какой-либо привязанности».
8. Исходя из содержания рассказа, можно предположить, что в ее сновидениях символом фрустрации и разочарования может быть отсутствие тех событий, которые есть в жизнедеятельности близких ей людей, либо какие-то нарушения в их жизни. Например, «во сне она видит горы досок и теса, подводы, везущие леса», то есть все то, что связано с интересами супруга.
Задание 2. Вспомните основные положения теории личности К. Хорни. Внимательно прочтите предлагаемый ниже текст. Это отрывок из одной ее работы. Ответьте на поставленные вопросы.
1. Перечислите и содержательно раскройте три – четыре фактора, породившие в совокупности невротическое честолюбие у пациентки К. Хорни.
Ответ:
К. Хорни считала, что невроз возникает в результате невротической реакции на неблагоприятное окружение . В описанной ситуации такая реакция стала выражаться в ревностном честолюбии в школе. Его породили следующие негативные факторы:
• базовая тревога у девочки появилась, как реакция на отсутствие материнской любви. При этом мать, игнорируя дочь, предпочла ей брата;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. – М.: «Академия, 2007. – 528 с.
2. Реан А.А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
3. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 480 с.
4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 704 с.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2016. – 608 с.