Фрагмент для ознакомления
2
3. Тестирование.
Цели:
• собрать информацию о представлениях участников по поводу тренинга,
• получить данные для последующей оценки эффективности проведенного тренинга.
Реквизит: бланки анкет, бумага для рисования, несколько наборов простых и цветных карандашей.
Характер работы: индивидуальный.
Вопросы анкеты приведены в разделе «Материалы к тренингу» (см. Приложение1).
Рисунок «Моя дежурная смена (караул)».
Участникам тренинга дается задание нарисовать свою дежурную смену (караул). После окончания рисования попросите их подписать, где кто находится на рисунке (достаточно просто указать должности). Далее задайте вопросы по рисунку: кто чем занимается, что в это время делаете Вы сами и т.п. Описание методики и пример интерпретации приведен в материалах к тренингу (см. Приложение 1). Рисунки необходимо подписать, можно псевдонимом, или пометить иным образом (необходимо для сравнения результатов до и после тренинга).
Если участники попросят проинтерпретировать рисунки, тренеру необходимо объяснить, что обратная связь по рисункам будет дана в конце 6-го дня занятий.
Самопрезентация «Я и моя пожарная часть».
Цель: знакомство, установление контакта в группе.
Реквизит: нет.
Характер работы: групповой.
Игру целесообразно проводить, если участники тренинга из разных пожарных частей.
Участники садятся в круг, каждый готовит в течение 3-5 минут короткий рассказ о себе и своей пожарной части, затем участники по кругу выступают.
4. Снятие негативных реакций.
Упражнение «Рисунок состояния».
Цель: проработка негативных реакций, в том числе на тренера.
Реквизит: несколько комплектов цветных карандашей, краски (акварель), кисти, баночки с водой, бумага.
Характер работы: индивидуальный.
Участников просят представить и нарисовать свои чувства, эмоции, состояние на данный момент времени. Далее рисунки либо собираются тренером, и процедура рисования повторяется в конце дня (перед подведением итогов) с последующим сравнением и обсуждением, либо тренер сразу спрашивает участников, не хотят ли они что-нибудь изменить в рисунках (добавить, убрать, перерисовать). Цель такой перерисовки – добиться нормализации состояния, снятия негатива.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
5. Формирование атмосферы доверия.
Упражнение «Зеркало».
Цели: развитие сензитивности, формирование атмосферы доверия.
Реквизит: нет.
Характер работы: в парах.
Группа делится на две одинаковые подгруппы и, стоя, образуют два круга – один внутри другого; участники стоят лицом друг к другу. В роли ведущих выступают участники из внешнего круга; они начинают совершать медленные движения всем телом – руками, ногами, головой, торсом. Их пары из внутреннего круга зеркально отображают эти движения как можно более точно и полно. Например: если ведущий вытягивает свою правую руку, то ведомый вытягивает левую. Через 5 минут участники упражнения меняются ролями.
При выполнении упражнения не надо ни о чем задумываться, тело должно двигаться само, сознание переживает опыт следования за другим.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цели:
• усиление сплоченности группы;
• развитие управленческих способностей;
• приобретение навыка ориентации при отсутствии видимости.
Реквизит: нет.
Характер работы: в парах.
Группа разбивается на пары. В каждой паре есть ведомый («слепой») и ведущий («поводырь»). Ведомый завязывает себе глаза. После этого ведущие вместе быстро меняют местонахождение мебели (стульев, столиков и т.п.), находящейся в комнате. После этого ведущие возвращаются к своим ведомым. Задача ведущих состоит в том, чтобы познакомить своих ведомых с особенностями видоизмененного пространства комнаты. Причем, объявляется запрет на любые звуки, прежде всего на речевое общение. Ведомый становится позади ведущего, положив правую руку на левое плечо ведущего.
Паре необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, избегая препятствий и столкновений с другими парами. После успешного прохождения участники меняются ролями и повторяют задание. После успешного прохождения обоими участниками 1-го этапа усложняется окружающая обстановка – ставятся стулья, на которые необходимо забраться, рисуется на полу или составляется из предметов мебели условный лабиринт. Участники могут не только перелезать через нагромождения из стульев, но и передвигаться по столам, подоконникам. Задание остается тем же. Игра ведется либо на время, либо на выполнение задачи.
При наличии времени можно повести еще 1 этап игры – завязать глаза всем участникам. В этом случае обстановка должна быть относительно безопасной или не меняться с последнего этапа.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями. У игры два условных уровня эффектов. Первый связан с отработкой навыков достижения взаимопонимания между партнерами. Здесь при обсуждении полезно обращать внимание на личный опыт каждого, как успешного, так и неудачного контакта с партнером.
Второй слой эффектов связан с личностными переживаниями зависимости и ответственности. Кто-то из участников с трудом переживает ситуацию зависимости от другого человека, кто-то наоборот, позицию ведущего, ответственного за ведомого, в том числе за его здоровье (чтобы не упал, не повредил ногу и т.п.).
Также можно обсудить ощущения в роли ведомых с позиции ориентации в пространстве «на ощупь».
6. Рисунок состояния.
Цели: проработка негативных реакций, отслеживание динамики состояния в течение дня.
Реквизит: несколько комплектов цветных карандашей, краски (акварель), кисти, баночки с водой, бумага.
Характер работы: индивидуальный с последующим групповым обсуждением.
Обязательно проводится в случае если при первом выполнении рисунка ведущим принято решение не прорабатывать состояние, а собрать рисунки. В противном случае может и не проводиться.
Упражнение проводится так же, как и в первый раз, далее рисунок начала дня и этот сравниваются между собой. Обсуждается состояние участников, его изменение, причины изменения (или неизменности) состояния.
День второй.
Цели:
• выявление и проработка «проблемных» зон взаимодействия;
• формирование навыков эффективного взаимодействия.
1. Приветствие.
Упражнение «Приятное пожелание на день».
Цели:
• развитие сензитивности,
• усиление сплоченности,
• выявление барьеров общения.
Реквизит: мяч (для модификации 1), видео (для модификации 2).
Характер работы: групповой.
Все участники садятся в круг.
Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».
При обсуждении выполнения упражнения можно пойти либо коротким путем, задав вопрос: «Как вы себя чувствуете?», либо более длинным, поставив вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?» При обсуждении может быть выдвинута идея, важная в тренинге партнерского общения, сотрудничества, ведения деловых переговоров, о том, что дискомфорт возникает в том случае, когда обращение к человеку не соответствует его потребностям, интересам.
Если во время выполнения упражнения тренер замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить группу именно о них. Вопрос может звучать так: «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?» Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе упражнения; с другой стороны, ответы на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить его за счет мнений других участников. Осознание своего опыта в данном случае – это осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Газиева М.З. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения. 2008 г
2. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983.
3. Губачёв Ю.М. Иовлев Б.В. Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л 1976.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М 2005.
5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
6. «Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е.- М.:2001
7. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2003.
8. Райгородский Д.Я., Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006.
9. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955.
10.Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983.
11.Немчинов Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л., 1983.
12. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. –СПб.: Питер, 2000.
13.Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. Центр
14. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 1990.
15.Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора (Приложение к Приказу МЧС России от 17.03.2003 N 132)
16.Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. – М.,1981.
17.Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002.
18.Управляем стрессом. – «Книги «Искателя», 2002.
19. статья Сергеев С.С., Шех О.И. Технологии психологического стресс-менеджмента – журнал «Транспорт РФ» №6 (37) 2011г. Стр 56
20. Шех О.И., Сергеев С.С. Технологии психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях // Методические рекомендации. — СПб.: Изд-во ПГУПС, 2007
21. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб.,2003.
22. Монина Г.Б., Раниала И.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» - СПб.: Речь, 2009
23. Коган Б.М. Стресс и адаптация – М.: Знание, 2003
24. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН. 2005
25. Генковска В.М. Особенности саморегуляции как нормы психической устойчивости в стрессовых ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 2000.
26. Кларин М.В. Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2002
27. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. – Минск, 2002
28. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. – М.: Смысл, 2007
29. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001
30. Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в ЧС. Словарь-справочник. – Новогорск, 2000
31. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001
32. Куликова Л.В. Психические состояния. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000
33. Шойгу С.К., Кудинов С.М. и др. Учебник спасателя: – М., 1997
34. Зиньковская С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2007
35. Щербатых Ю.В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008.
36. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007
37. ЭлкинА. Стресс для "чайников" — М.: «Вильямс», 2006
38. Титаренко Ю.А., Чуприкова Е.Г., Чуприков А.П. Психологический стресс и стресс-анализ. — Киев, 2006.
39. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. — Москва: Академический проект, 2005
40. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979