Фрагмент для ознакомления
2
3) В чем заключалась космичность и космоцентричность мировоззрений древних славян?
Мировоззрение древних славян было глубоко пронизано космическими представлениями и космоцентричной философией. Для славян космос представлял собой не только физическую среду, но и метафизическую реальность, обладающую сверхъестественными силами и духовным значением.
Космичность мировоззрения славян проявлялась в их представлениях о мироздании и космической иерархии. Они верили, что космос органично связан со всеми сферами жизни и существования. Каждый элемент космоса, будь то солнце, луна, звезды или планеты, имел своего божественного представителя или духа, которому приписывались определенные свойства и влияние на судьбы людей и природы.
Космоцентричность мировоззрения славян означала, что они видели себя в тесной связи с космосом. Они считали, что человек является микрокосмом, отражением вселенной в малом. Человек был рассматриваем не только как физическое существо, но и как духовное, сосредоточенное в своем внутреннем "ядре".
Славянские ритуалы и обряды тесно связаны с космическими циклами и явлениями. Они проводились в определенные даты, связанные с положением солнца, луны и звезд. Это были времена празднования солнечных событий, смены сезонов и других космических событий.
Важную роль в славянской космической философии играло представление о Вселенском дереве, которое связывало различные уровни реальности и было символом связи между небесной, земной и подземной сферами.
4) Каким был языческий хронотоп?
Языческий хронотоп - это понятие, которое описывает особую космологическую и временную организацию мира в языческих верованиях и мировоззрении. Это своеобразный пространственно-временной контекст, в котором развиваются мифы, ритуалы и обряды языческих религий.
Языческий хронотоп базируется на представлении о трех основных космических уровнях или сферах: небесной, земной и подземной. Каждая из этих сфер имеет своих божественных существ и духов, которые контролируют и управляют соответствующими аспектами природы и человеческой жизни.
Небесная сфера представляет собой мир богов и духов, где расположены солнце, луна, звезды и другие небесные тела. Это место, где боги пребывают и откуда они наблюдают за происходящим на земле.
Земная сфера - это мир людей и природы. Она представляет собой тот уровень реальности, в котором происходит повседневная жизнь людей, где происходят события, связанные с плодородием, сельским хозяйством, охотой и другими аспектами человеческой деятельности. Земля также рассматривается как священное пространство, в котором совершаются ритуалы и обряды.
Подземная сфера - это область мира мертвых и духов предков. Она ассоциируется с загробным миром, куда переходят души умерших. В подземной сфере находятся различные божества и духи, которые играют роль в представлениях о смерти, послесмертии и мире мертвых.
В языческом хронотопе существует тесная связь и взаимодействие между этими тремя сферами. Люди, совершая ритуалы и обращаясь к богам и духам, стремятся поддерживать гармонию и баланс между этими сферами, обеспечивая благополучие, плодородие и защиту от неблагоприятных сил.
5) Какую роль в этот период играли образы «матери – сырой земли» и богатырей? В каких произведениях искусства мы их сегодня находим?
Образы "матери-сырой земли" и богатырей играли важную роль в древних славянских верованиях и культуре. Они символизировали основные аспекты жизни и силы природы, а также являлись источником вдохновения для искусства и литературы.
Матерь-земля, также известная как Мать-земля или Родная Матерь, представляла собой персонификацию земли и материнской силы. Она рассматривалась как богиня, дарующая жизнь и плодородие. Образ Матери-земли был важным элементом славянской мифологии и часто упоминался в песнях, сказаниях и мифах.
Богатыри, сильные и храбрые герои, также занимали значительное место в славянской культуре. Они были воинами-защитниками, обладавшими сверхъестественной силой и героическими качествами. Богатыри выступали в рассказах и эпических поэмах, описывая их подвиги и борьбу с врагами.
В современном искусстве и литературе мы можем встретить отражения этих образов. Например, образ "матери-сырой земли" можно найти в повести Р.Риггса «Дом странных детей миссис Перигрин». Образ богатерей можно найти в современных мультипликациях богатерей Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича.
6) В чем особенности языческой одежды и архитектуры?
Одежда в древнерусском язычестве имела символическое значение и отражала социальный статус, религиозные представления и принадлежность к определенной группе или культу. Часто одежда была украшена вышивкой, драпировками и различными узорами, которые могли иметь религиозное или символическое значение. Например, изображения солнца, луны, животных или растений могли украшать одежду, связывая носителя с космическими силами и природой.
В архитектуре древнерусского язычества были свои особенности. Храмы и святилища славянских языческих культов обычно были построены из дерева, так как это был наиболее доступный и распространенный материал. Они имели своеобразный стиль и форму, отражая связь с природой и космическими силами. Часто встречались культовые постройки в виде изб или срубов с высокими конусообразными крышами, которые символизировали связь с небесной сферой и божественными силами.
Основные архитектурные элементы в древнерусском языческом строительстве включали изображения зверей, птиц и растений на фасадах, резные узоры и символические изображения на деревянных деталях. Часто храмы и святилища были расположены на природных высотах или у водных источников, что свидетельствовало о связи с землей и водой, важными элементами природного культа.
7) Расскажите о 3-х языческих обрядах и 3-х языческих праздниках.
Три языческих обряда:
1.Вождение коня - славянский обряд вождения ряженого конём. В зависимости от региона обряд совершался либо на Святки, либо как весенний ритуал (проводы весны). "Коня" представляли один или двое парней, в роли "погонщика" ходил "дед", одетый в лохмотья, иногда одетый цыганом, их сопровождала толпа односельчан. Иногда ряженого заменяло чучело "коня": лошадиный череп, надетый на палку, или изготовленную из дерева голову коня. Весной ритуал вождения коня был связан со смертью зимы и приходом весны. "Конь" валился на бок, подняв ноги и изображая смерть; остальные участники растаскивали части наряда в разные стороны, забрасывали в овраг.
2.Похоронный обряд "Калинов мост". Во время похорон процессия под причитания плакальщиц должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир и усложнить возможность её возвращения. В славянской мифологии так назывался путь из мира живых в мир усопших, который душа человека проходила после его смерти.
3.Тризна. Так называлась вторая часть похорон. Она состояла из поминального пиршества, сопровождающегося плясками, играми и состязаниями в честь покойного. Также практиковались жертвоприношения и коллективные молитвы к духам предков.
Три языческих праздника:
1.Турицы, 6 января. Праздник Турицы закрывает Велесовы Зимние святки и посвящен туру — древнейшему животному, в котором воплощается союз богов Велеса и Перуна. Славяне верили, что тур обладает магической силой. Согласно мифологии, тур – это покровитель пастухов и будущих воинов. Во время празднования Турицы жрецы проводили свои магические обряды, создавали защитные обереги, а старейшина рода договаривался с пастухами о предстоящей весенне-летней работе. Будущих работников приглашали на праздничную трапезу, где обязательно присутствовали кутья, взвар и сочиво, а также хмельные напитки.
2.Масленица, 20 февраля. Масленица - не просто встреча весны. Это был древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Еще она называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие - один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции, с многочисленными обычаями по сути это земледельческий Новый год.
3.Навий день, 25 апреля. В этот день наши предки почитали и восславляли богиню, которая однажды придет за ними и уведет с собой в иной мир. Одной из традиций в день празднования было сжигание на ритуальном костре, а затем потопление чучела, которое также носило имя Марена. Это служило символом конца зимы и смерти для природы, наступление радости и счастья. Также наши предки именно в этот день посещали могилы усопших предков и родственников, принося с собой требы (еду и угощения).
8) В чем специфика древнерусского государства?
Древнерусское государство имело свою специфику и особенности, которые отличали его от других государств и формировали его уникальность:
1.Княжеская власть: Древнерусское государство было организовано вокруг княжеской власти. Князь был главой государства и имел политическую и военную власть. Князья являлись наследственными правителями, и власть передавалась по линии престолонаследия.
Показать больше