Фрагмент для ознакомления
2
1.Тенденции развития культуры европейского Средневековья
В период европейского Средневековья в духовной сфере господствовала церковь. Именно ею определялся стиль средневекового мышления. Для этого стиля были характерны: идея подсудности человечества, обостренная эмоциональная напряженность, утопичность, идея греха и искупления, контрастность религии и практически всего мира. В первую очередь претензии церкви на выступление непосредственно от имени всего общества находили свое проявление в образовании.
Церковь в этот период превратилась в весомый фактор всего культурного развития. При этом монастыри становились центрами образования, так как в них обязательно открывались школы [1, с.15].
Сам император устраивал диспуты и также давал указания своим академикам. В этом случае за образец считались различные произведения греко-римской культуры, но латынь стала «вульгарной», «варварской», «кухонной», иными словами, смешанной с местными народными диалектиками. В качестве венца образования, а также критерия научности было принято считать «Священное писание».
Литературе своего рода «повезло» больше. Несмотря на то, что в раннем средневековье она была пронизана христианским духом, тем не менее нее проникли народные элементы. Наиболее ранними были песни непосредственно в честь вождей на германских и франкском диалектах, которые в дальнейшем легли в основу средневекового эпоса.
Большинство населения в эпоху средневековья являлись неграмотными, в связи с этим массовая средневековая культура являлась культурой бескнижной. То есть она опиралась именно на устные проповеди и увещевания и при этом существовала, преломляясь непосредственно через сознание неграмотного человека. В целом это была культура сказок, молитв, мифов, а также волшебных заклятий. Однако, эпоха средневековья смогла создать достаточно богатую литературу, имеющую такие особенности.
1) литература практически полностью отделяется от фольклора. 2) продолжается активное развитие жанра героического эпоса. 3) претерпевает изменения соотношение между церковной и светской литературой, происходит формирование и начинают процветать новые сословные направления, а именно: рыцарская и городская литература. 4) расширяется сфера литературного употребления различных народных языков и в церковной, и в городской литературе. 5) возникает и затем успешным образом развивается драматургия [1].
В период XI–XII столетий окончательным образом оформился и записывается на народных языках героический эпос, который ранее существовал исключительно в устной традиции. При этом героями народных сказаний, читаемых нараспев певцами-сказителями, были в основном воины-защитники своей страны и своего народа. Также в эпосе воспевались их сила, храбрость, верность, воинская доблесть. Появляется ряд шедевров героического эпоса средневековья, например: «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах» [3, c. 21].
Развитие средневекового искусства, а также архитектуры отражало именно те же черты средневекового мышления, что и иных направления культуры, однако при этом имело и некоторые свои специфики. Гуманность в этом случае приобрела трагический оттенок, что заметным образом проявляется в позднем Средневековье. Весьма четко определилось противостояние легенды и действительности; сначала неосознанное, но а дальнейшем подчиняясь все больше контролю разума. При этом символизм пронизывал практически все средневековое искусство, в особенности особенно религию. Частное принималось и уменьшенная копия целого, также и одновременно служило символом. Спецификой средневекового искусства выступала его достаточно тесная связь в ремеслом. Непосредственно из коллективного характера средневекового искусства проистекали его анонимность, так как католические соборы строились столетиями. Искусство Средних веков являлось ансамблевым. Оно в этом случае существовало в соединении живописи, архитектуры, скульптуры, а также прикладного искусства. Основу такого рода синтеза составляла архитектура, так как она являлась главным системообразующим элементом.
Искусству раннего западноевропейская средневековья свойственно сосуществование варварских традиций и остатков античной эпохи.
В романский период живопись и скульптура подчинялись архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Однако полусказочные сюжеты, а также изображения растений и животных восходили к народному творчеству. При этом скульптурные изображения достаточно ярко раскрашивались. В свою очередь монументально-декоративная живопись, характерную для храмовых росписей, наоборот, свойственен сдержанный колорит.
В архитектуре в период раннего Средневековья сформировался своего рода дороманский стиль (или «доримский»). Это отдельные постройки варваров-остготов и иных племен, подражающих не особенно умело римским.
Церковное строительство приобретает все большее значение. При этом образцом служили римские базилики, а также раннехристианские храмы [4].
В архитектуре каролингской эпохи заметно возрастает античное влияние. С конца X столетия формируется романский архитектурный стиль. Общий, однако недолгий подъем культуры прослеживался и в строительстве.
Большие и заметно пышно украшенные соборы строили в монастырях. Периодом расцвета романской скульптуры, а также живописи стали XI-XП столетия. Скульптурные изображения святых и евангельских персонажей, а несколько позднее – бюргерской и рыцарской знати украшают стены как внутри, так и снаружи.
Монументальная живопись романского стиля в подавляющем большинстве представлена фреской. При этом она являлась не только своего рода «богословием для неграмотных», а также наставником в вере, но и весьма сильным средством украшения. В изображениях библейских персонажей, также, как и в скульптуре, доминирует символизм, максимальная условность, н аскетизм, нарушение перспективы.
В качестве особого вида живописи становится книжная миниатюра. В этом случае господствуют линия, а также отдельные цветовые пятна, нет перспективы и искажены пропорции.
Расцвет готики относится к XII–XV столетиям. Эпоха готики пришлась на время становления и активного развития городских центров в классическом средневековье. Первые храмовые постройки именно готического стиля стали образцом уже для более поздних сооружений, которые отличаются стройными колоннами, словно бы собранными в пучки, а также огромными вытянутыми вверх окнами, украшаемые витражами и розой над входом в храм [5].
Готический храм в основе своей имеет форму именно латинского креста. Готический собор необозрим, нередко асимметричен и неоднороден в своих частях: то есть каждый из его фасадов индивидуален со своим порталом. Стены не ощущаются, словно их и не имеется. Арки, башни, галереи, какие-то площадки с аркадами, а также громадные окна – это все бесконечно сложная игра ажурных форм. При этом поверхность стен покрыта резьбой по камню с включением множества скульптурных изображений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богатырева, Е.Н. История культуры Средних веков и Возрождения: учебное пособие / Е.Н. Богатырева. – Саратов, 2016. – 185 с. – Текст: непосредственный.
2. Круглова, Л. Культура эпохи Возрождения // Круглова Л. Человек и культура. – Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – С. 246-299. – Текст: непосредственный.
3. Моисеев, П.А. История искусства и литературы. Литература эпохи Возрождения: учебное пособие / П.А. Моисеев. – Пермь: НИУ ВШЭ – Пермь, 2014. – 96 с. – Текст: непосредственный.
4. Морозов С.Д. Средневековая Европа: культура V-XI веков // Norwegian Journal of Development of the International Science 2018. № 18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovaya-evropa-kultura-v-xi-vekov (дата обращения: 13.06.2023). – Текст: электронный.
5. Гуркин, А.Б. Культура Западной Европы в средние века: учебное пособие / А.Б. Гуркин, Е.В. Умова, А.А. Корьев. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. – 72 с. – Текст: непосредственный.