Фрагмент для ознакомления
2
Основная цель сказки – комплексное, последовательное развитие детской речи и связанных с ней психических процессов за счет использования элементов сказкотерапии. Возможности сказкотерапии в коррекционной работе уникальны, так как ни один другой вид деятельности не может обеспечить столь комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка игровой форме.
К.Д.Ушинский считал, что народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность детям развивать собственные речевые навыки при рассказывании. Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых зон и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстро исправить дефектное звукопроизношение.
Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи дошкольников. У детей со сложными нарушениями речи наблюдается сохранение дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторения слов, словосочетаний на определенные группы звуков. Все это можно успешно отработать в процессе рассказывания и инсценировки сказок, так как в них очень часто используются предложения, песни – повторы. Дети с удовольствием запоминают малые стихотворные формы, которые можно повторять несколько раз в процессе рассказывания сказки. Звучание этих предложений помогает ребенку установить эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со сверстниками. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.
Преимущество этого метода заключается в том, что воздействие на детей во время занятий осуществляется в сказочной одежде и у детей не возникает чувства давления. Детям с ОНР и другими особенностями развития придется запоминать, понимать информацию и осваивать навыки в несколько раз больше в объеме, чем нормально развивающиеся дети.
В работе со сказкой используются приемы логосказки, мнемотехники, логоритмики, психогимнастики и использование компьютерных технологий. Все это позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к школе и предотвратить вторичные нарушения письма. Обучение проходит более легко, интересно, радостно и без принуждения.
Виды логосказок, используемых в работе:
• движении).
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
• Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев
– через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и реализуются в комплексе.
Коррекцию речи и формирование положительного отношения к логоскалам у детей можно проводить как на занятиях, полностью построенных по сюжету сказки или ее фрагмента, так и использовать часть урока, а также в свободное от занятий время в форме дидактических игр или в форме досуга. В каждой сказке, предложенной логопедом, как правило, есть либо специальные упражнения для тренировки дыхания, либо упражнения на релаксацию с фиксацией внимания на дыхании. На практике я использую «логогаммы», которые несут определенную лексическую и грамматическую нагрузку.
В работе с логошкалой я придерживаюсь принципов системности и последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапного воспитания речи. Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что они опираются на деятельностный принцип. Он заключается в том, что человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что делает. Можно рассказывать сказку и делать зарядку одновременно. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в маленькие сказки.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности сказкотерапии в коррекционной работе уникальны, так как ни один другой вид деятельности не может обеспечить столь комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
По данным ФГСО, особенно эффективны для развития детей занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, игры в скороговорки, потешки, пословицы. Кроме того, театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что привносит в детские будни праздничную атмосферу, приподнятое настроение, позволяет детям проявлять инициативу, способствует развитию у них чувства взаимопомощи и коллективных навыков. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей является одним из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей образования и воспитания, необходимо возрождение лучших образцов народной педагогики, чем и ценен данный проект.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.3.
3. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М.: Просвещение, 2005.
5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
6. Логинова О.И. Сказкотерапия. Электронный ресурс http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».- М.: АРКТИ, 2004.
8. Рыжова Л.В. методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160 с.
9. Поляк Л. Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
10. М.С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов/сост.
Информационные ресурсы
11. https://skazkibasni.com/russkie-skazki Всё про сказки http://skazkibasni.com/terapevticheskie-skazki-skazkoterapiya-dlya-detej Терапевтические сказки
12. http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации,
13. авторские разработки, конспекты, диагностический материал. http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности
14. http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» http://www.logoburg.com/- Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.
15. http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей». Источник: http://logoportal.ru/skazkoterapiya-v-korrektsionnoy-deyatelnosti-s-detmi- doshkolnikami/.html