Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день специалисты ассоциируют педагогическую деятельность именно с искусством, а не только с технологиями, дидактическими
принципами и способами трансляции знаний. Поскольку современное общество выставляет перед работниками образования целый спектр инновационных задач, требующих быстрого и креативного решения при отсутствии отработанных механизмов их решения или четких критериев «правильности» реализации целей. В этих условиях учитель, ориентируясь на цели и ожидаемые результаты педагогической деятельности, ищет максимально эффективные пути их достижения с учетом специфики обучающихся, наличия методологических, технологических и других условий. Подобная деятельность требует от педагога проявления максимальной степени лабильности, творчества, интуитивного видения способа решения проблем, эмоциональной вовлеченности и мотивированности не только на достижение результата обучения и воспитания, но и на собственное профессиональное развитие. Переход от унифицированного к вариативному образованию – насущная тенденция современного отечественного образования.
Развитие личности и формирование компетентности будущего педагога в профессиональной вузовской подготовке требует модернизации подходов обучению и качеству содержания учебного материала.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса деятельности учителя и деятельности ученика.
1 Деятельность учителя
Обучение является двусторонним, поскольку в нем принимают участие два субъекта – ученик и учитель. Деятельность учителя – это преподавание, а деятельность ученика – это учение.
Преподавание представляет собой деятельность учителя, когда он формирует у обучающихся положительные мотивы к обучению, восприятию, пониманию изучаемых фактов и процессов. Педагог создает условия для того, чтобы ученики умели пользоваться полученными знаниями и получали новые знания самостоятельно.
Учитель управляет активной, сознательной познавательной деятельностью учеников. Педагог ставит перед учениками определенные задачи, которые постепенно усложняются. Так обеспечивается поступательное движение мысли ребенка, он познает. Педагог также создает условия для успешного обучения, отбирает материал в соответствии с возрастом ребенком, целями обучения. Продумываются формы организации обучения, используются разные методы.
Учитель планирует свою деятельность (составляет планы, конспекты); организует деятельность учеников; регулирует и контролирует процесс обучения; стимулирует и оценивает обучение; анализирует результаты.
Творчество в педагогической деятельности
Педагогическое мастерство представляет собой высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается учеными как состояние педагогической деятельности, при котором происходит постоянный поиск и создание принципиально нового образовательного продукта, педагогического подхода, технологии, метода, методики и т.д., позволяющих наиболее эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, развить познавательную активность обучающихся, решить важнейшие научно-практические проблемы образовательной деятельности.
Творчество педагога является одним из основных компонентов педагогической компетентности и ведущим фактором профессионального развития. Результатом деятельности творческого педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания и др.
Педагогика творчества берет свое начало в идеях Макаренко и Сухомлинского, продолжаясь в теориях развивающего обучения Давыдова, Занкова, Эльконина и других педагогов-новаторов.
Ведущей идеей модернизации современного образования является личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, ориентирующий на саморазвитие личности обучающегося и формирование базовых компетентностей. Между тем, как отмечал В. О. Сухомлинский, «только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания», в связи с чем, развитие креативности и творчества является на сегодняшний день основным показателем профессиональной компетентности учителя.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акулова А.А. Затруднения в профессиональной деятельности начинающего учителя и их позитивные и негативные функции// ЗНАНИЕ, 2019. № 11. С. 10-15
2) Зязюн И. А., Кривонос И. Ф. Тарасевич Н. Н. Гуманистическая сущность мастерства А. Макаренко- воспитателя// Социальная педагогика. No 4 – 5. 2016. – С. 11-17.
3) Шлат Н. Ю. Развитие креативности современного педагога: теоретический анализ проблемы// ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала, 2021. С. 515-520