Фрагмент для ознакомления
1
Введение .................................................................................................................. 3 1 Взаимосвязь философии и педагогики .................................................................. 4 2 Педагогика и ее взаимосвязь с психологией ......................................................... 5 3 Педагогика и этика, эстетика, антропология....................................................... 11 Заключение ............................................................................................................ 12 Список литературы ................................................................................................ 13
Фрагмент для ознакомления
2
Изучение различных вопросов и проблем в педагогике требует подхода, задействующего огромное количество дисциплин и наук о человеке. Это в общей совокупности дает наиболее полное понимание анализируемого объекта.
Место педагогики в системе гуманитарных наук можно прояснить, рассмотрев ее взаимоотношения с другими науками. С момента своего зарождения педагогика была тесно связана с рядом наук, некоторые неоднозначно влияли на ее становление и развитие. Некоторые из этих связей являются давними, восходящими к этапу возникновения и становления педагогики как науки, в то время как другие сформировались совсем недавно. Из них связи педагогики с философией и психологией, педагогикой, этикой остаются существенными для развития педагогической теории и практики по сей день.
Целью данной работы является рассмотрение связи педагогики с педагогической психологией, философией и др. науками.
1 Взаимосвязь философии и педагогики
Связи между философией и педагогикой являются более длительными и продуктивными. Направляющая функция философии для всех наук, в том числе и для педагогики, заключается в разработке системы методов научного познания и общих принципов. Философия – это теоретическая платформа для осмысления педагогического опыта и генерирования концепций педагогики. Без философской основы педагогика не может обрести научный статус путем экспериментов и обобщения опыта без обоснований с философской точки зрения.
Теоретические идеи философов позволили педагогике не стоять на месте, а внедрять идеи философской науки и взгляды на проблему воспитания в практику и развивать педагогику как науку.
Философия представляет особую ценность для педагогики. Ее непреходящая вопрошающая отличительная черта, многомерные допущения, ее требования к логике и связности, ее вовлечение когнитивно-этических возможностей сознания – все это делает инструменты философии уникальными и незаменимыми, делая их недогматичными, гибкими и контекстуальными, одновременно строгими и доказательными в мышлении1.
Универсальность философских категорий открывает возможность преодолевать фрагментарность школьных знаний, делает их связными и значимыми для воспитания школьников. Академические рамки философии дают возможность людям в жизни и в профессии обсуждать разнообразные смысложизненные темы и тем самым определять направление своей жизни не спонтанно, а рефлексивно.
Феноменологическое понимание образовательного процесса предполагает диалог между философией и педагогикой, и в процессе формирует особый вид знания, которое обозначается многими авторами понятием «образовательная методология».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев Ю.Г., Дудин Н.С. Педагогика и психология// ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЙ. Сборник научных статей по итогам работы круглого столасо Всероссийским и международным участием. УКК «Актуальные знания» Ассоциация; «Союз образовательных учреждений». Шахты, 2021. С. 210-213
2) Бермус А. Г. Практическая педагогика. - Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
3) Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Учебник. М.: Юрайт, 2019. - 430 с.
4) Коджаспирова Г. М. Педагогика. 0 Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. -720 с.
5) Лапшов В. Ю. Идеалистическая философия//ГУМАНИТАРНЫЙ ТРАКТАТ. 2019. № 54. С 78-80
6) Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. - Учебник. М.: Юрайт, 2019. - 296 с.
7) Нагуманова К.Р., Ярмухаметова Л.Р. Взаимосвязь философии и педагогики//ПРАВО, ИСТОРИЯ, ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Яшина, А.А. Грачева, Н.И. Свечникова. Пенза, 2023. С. 364-366