Фрагмент для ознакомления
2
1. Принцип правового соответствия предполагает соответствие планов и прогнозов расчета и оплаты налоговых платежей всем налоговым нормам. Это основополагающий принцип налогового планирования в деятельности российских предприятий, позволяющий разграничить налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. При осуществлении налогового планирования важно учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т. д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.
2. Принцип разумности. Обоснование применения определенного способа оптимизации налогообложения должно быть простым, понятным, оптимальным, актуальным, не избыточным. Система налогового планирования должна быть максимально детальной и непротиворечивой.
3. Принцип своевременности подразумевает произведение оперативного налогового планирования. Это предполагает своевременную оценку или возможное изменение утвержденной учетной и налоговой политики предприятия, быстрое реагирование на изменения в налоговом законодательстве. Коррективы также важно вносить своевременно при появлении нового вида деятельности, реструктуризации или других важных изменениях.
4. Принцип рациональности означает применение инструментов налогового планирования для оптимизации налоговой нагрузки без вреда для целей и стратегий предприятия и его участников. Важна оперативная оценка результатов налогового планирования, т.к. снижение определенных налоговых обязательств может привести к повышению других выплат или снижению чистой прибыли. Выбор и форма методов налогового планирования предполагают первостепенный анализ всех существенных аспектов операций, и деятельности предприятия в общем. Результат налогового планирования должен быть оценен не только со стороны сокращения выплат и предполагаемой выгоды, но и со стороны снижения потерь, неизбежных при отсутствии налогового планирования и периодической налоговой оптимизации. Также важен детальный анализ возможных последствий применения определенных методик налогового планирования с учетом всей совокупности налогов [6].
5. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования [5].
6. Принцип нормативной комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства. При выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования антимонопольного, таможенного, валютного законодательства. Грамотное налоговое планирование операций между филиалами юридического лица может позволить снизить налоговые платежи филиалов в местные бюджеты. Однако необходимо помнить, что резкое сокращение налоговых поступлений в региональный бюджет одного из наиболее крупных налогоплательщиков привлечет активное внимание местных контролирующих органов, на территории которых располагаются филиалы.
7. Принцип компетентности: к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
8. Принцип конфиденциальности: налогоплательщик не должен афишировать посторонним применяемые методы налогового планирования.
9. Принцип осторожности касается использования в налоговом планировании пробелов российского законодательства, а также зарубежного опыта. Законная оптимизация налоговых платежей может быть основана на использовании определенных юридических пробелов в законодательстве, а также возможности толковании норм налогового права в пользу налогоплательщика. Однако такой подход носит скорее исключительный характер и не может быть рекомендован к использованию, так как требует высокой квалификации, сугубо индивидуального подхода и связан с определенным риском. Прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно, так как это зависит от множества факторов и постоянно меняющегося налогового законодательства. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 4 НК РФ нормативные документы ФНС РФ (инструкции, письма, приказы, методические разъяснения) не относятся к законодательству о налогах и сборах, и не могут регулировать налоговые отношения, изменять или дополнять налоговое законодательство [1]. Не рекомендуется использовать в налоговом планировании зарубежные законодательство и практику.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.10.2021).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.01.2023).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.12.2019 N 406-ФЗ (последняя редакция)
4. Алексиянц А.А. Налоговое планирование на предприятии // Л.Р. Курманова // Теория и практика современной науки. – 2018. - №1 (31). – С. 95 – 100
5. Дудко, И.Н. Налоговое планирование: что это такое? / И.Н. Дудко // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Материалы XI Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов Учреждения образования «БИП – университет права и социально-информационных технологий», Минск, 22 апреля 2021 г.: в 3 ч. / ред. кол. С.И. Романюк [и др.].– Минск: БИП, 2021.– Ч. 2.– С. 38–39.
6. Определение понятия «Налоговое планирование» [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://ppt-online.org/33736.– Дата доступа: 10.01.2022
7. Самсонов Е. А. Основные подходы к понятию «налоговое планирование» / Е. А. Самсонов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 218–220.