Фрагмент для ознакомления
2
Государственная служба является одним из главных институтов Российской Федерации. На сегодняшний день вопрос о понятии и основах государственной службы является дискуссионным.
31 июля 1995 г. вышел Федеральный закон N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации (утратил силу с 1 февраля 2005 года). Это был первый, базовый закон о государственной службе в РФ. Закон имел рамочный характер, опирался на целый ряд других законов, действующих в этом поле. Состоял из 6 глав и 30 статей. Основной целью данного ФЗ являлось создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Впервые нормативно закреплено определение государственной службы (в п.1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»), под государственной службой понимается профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.
Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (действующий, последняя редакция: 23.05.2016г.). Состоит из 4 глав и 19 статей. В ст. Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» дано новое определение понятия государственной службы. Федеральным законом от 27 мая 2003г. установлена новая система государственной службы с видовой классификацией. Если ранее, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственная служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь она подразделяется на три вида – гражданскую, военную и гражданскую службу иных видов.
Так на федеральном уровне были приняты Федеральные законы от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон № 58-ФЗ) и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон 79-ФЗ). Во многом благодаря им на современном этапе развития российского общества институт государственной службы приобрел черты профессионального управленческого аппарата, гражданская служба выделена как вид государственной службы, выстроена система федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Отметим, что Закон № 119-ФЗ предусматривал распространение на государственных служащих РФ положений трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Законом. В новом Законе № 58-ФЗ регулирование государственной службы трудовым законодательством не предусмотрено. Кроме того, в нем закреплены понятие и виды государственной службы, установлен правовой статус государственного служащего.
ФЗ №79 впервые ввел в оборот такое понятие как «должностной регламент гражданского служащего», который формирует свод требований к служебному поведению гражданских служащих, закрепляет необходимость прохождения гражданскими служащими профессиональной переподготовки и формирует антикоррупционные механизмы, например, порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. ФЗ №79 наряду с иными нормативно-правовыми актами в области государственной гражданской службы обеспечивает широкий круг прав государственных гражданских служащих. Права государственного служащего выступают в качестве ключевого элемента правового статуса государственного служащего.
Представляется, что существующая в России система государственной службы с разделением ее на отдельные виды с собственным комплексом правовых норм является оптимальной. Тем не менее требуется внести некоторые изменения, позволяющие усовершенствовать теоретическую базу рассматриваемого института и повысить его эффективность в правоприменительной практике. А именно следует конкретизировать содержание понятия ФГГС путем его правового закрепления в ФЗ № 79- ФЗ. Также следует дополнить законодательство нормативно-правовыми актами, конкретизирующими деятельность государственных служащих в различных правовых сферах.
Показать больше