Фрагмент для ознакомления
2
Известно, что «Одиссея» и «Илиада» относятся к важнейшим и долгое время единственным источникам информации о периоде, который последовал в греческой истории за микенской эпохой. Несмотря на отсутствие какой-либо достоверной информации о Гомере как реальной личности, его существование не ставилось под сомнение. Шли лишь споры о месте его рождения, о годах жизни. По наиболее распространенной версии он был уроженцем острова Хиос. Однако уже в древности шли ожесточенные споры между греческими городами за право называться родиной великого поэта. Свидетельством значимости подобного спора может служить также двустишье, сложенное в древности: Спорило семь городов о рождении мудром Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины. Ученым удалось установить хотя бы приблизительно время создания и место. Судя по ряду признаков, обе поэмы, приписываемые Гомеру, были созданы в VIII в. до н. э. «Илиада» примерно на полвека раньше «Одиссеи». Время жизни Гомера датировалось по-разному — от XI до начала VIII в. до н. э Судя по некоторым признакам, Гомер еще застал начальную фазу так называемой «архаической революцию», которой суждено было в короткий срок до неузнаваемости изменить весь облик греческого общества, его материальной и духовной культуры. Вторая половина VIII в. до н. э., т. е. именно тот период, когда, согласно наиболее вероятным предположениям, были созданы обе гомеровские поэмы, стала временем чрезвычайно важных событий: были основаны первые греческие колонии на Западе и востоке, заметно ускорилось развитие ремесла и торговли в самой Греции, появились первые города-полисы, широко распространилось новое алфавитное письмо, заметно обострились социальные и политические противоречия. Разумеется, все эти важные исторические сдвиги не могли пройти мимо сознания поэта. Однако в его произведениях мы не найдем прямого их отражения. Лишь отрывочные глухие намеки показывают, что
процесс перестройки греческого общества уже начался в то время, когда создавались «Илиада» и «Одиссея».
Появление среди безымянных творцов и носителей греческой эпической традиции поэта такой яркой и мощной творческой индивидуальности, каким, вне всякого сомнения, был создатель «Илиады» и «Одиссеи» должно было оказать на эту традицию эффект, подобный действию платины, поставленной поперек речного русла. Свободное движение потока исторической информации, сопровождавшееся перемешиванием и взаимопроникновением отдельных его слоев, было приостановлено, после чего начался противоположный процесс аккумуляции и отбора исторического материала. Разумеется, к решению этой сложной задачи Гомер подошел не как историк, а прежде всего как великий художник. Склонность н историческому исследованию в собственном значении этого слова, которой нередко наделяют его как античные, так и современные гомероведы, в действительности едва ли была ему свойственна. Кажется маловероятным, чтобы он выезжал на места описываемых событий, подобно Фукидиду или Полибию, разыскивал и изучал всевозможные древности, пытался читать старинные хроники или надписи, если они попадали в его руки.
При всей условности и иллюзорности представленной в эпосе картины общественной жизни ее ни н коем случае нельзя расценивать только как порождение поэтического вымысла, оторванное от почвы исторической действительности. Некоторые важные тенденции социально-экономического и политического развития греческого общества в X-VIII вв. до н. Э., хотя И в весьма специфической и необычной форме, все же нашли в ней свое отражение. 3адача исследователя в том и состоит, чтобы выявить в тексте поэм, несомненно, заключенное в ней зерно исторической истины, ни на минуту не забывая при этом о художественном своеобразии этого уникального источника.
Показать больше